Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2017 г. 14:53

416

3.5 Кратко и по существу

Автор: Владимир Яковлевич Пропп, известный любому, кто пробовал углубиться в изучение русского фольклора. "Поэтика фольклора" предваряется биографией Владимира Яковлевича, которая оказалась неожиданно непростой: с арестом и застенками, с организованной травлей, с увольнением по идейным соображениям и отказами в публикации работ... Кто бы мог подумать, что у учёного-фольклориста может быть такая трудная и насыщенная история жизни. Читая биографию, написанную горячо и сочувственно, невольно проникаешься уважением. Кроме того, здесь приводятся любопытные взгляды учёного на литературу в целом, и цитаты из "Дневника старости" - теперь мне очень хочется ознакомиться с этим дневником, внесу в планы.

Издание: первый том полного собрания сочинений Проппа скомпонован таким образом, что оценку книге пришлось снизить на полторы звезды. Понимаю, что вины составителя (и тем более учёного) в этом нет, ведь собрание потому и полное, что в него включаются все работы. Но читать эту книгу подряд в какой-то момент становится мучительно, поскольку работы разных видов - статьи для научных журналов, доклады на конференциях, монографии и т.п. - во многом повторяют друг друга, часто дословно. При этом и бросить нельзя, ведь, кроме повторений, в каждой работе содержится и уникальная информация - вот и приходится её выискивать, что не очень удобно.

Основные темы, раскрываемые в этом томе: как указано в аннотации, здесь рассматриваются ключевые вопросы теории и истории фольклора. Расскажу немного подробнее.
Классификация фольклора
В. Я. Пропп делит возможные классификации на эмпирические, то есть прикладные, и собственно научные. Разница между ними в степени упорядоченности: в прикладных зачастую царит хаос, причём каждый исследователь может распределять произведения по "жанрам" так, как ему удобнее, и подобных систем будет существовать одновременно несколько. Учёный критикует современные ему системы классификации фольклора и предлагает взамен собственную многоуровневую модель (на примере сказок и лирических песен, но затрагивая и другие виды фольклора). Основополагающим признаком жанра Пропп называет единство поэтики (структурных и стилистически-языковых приёмов как формы выражения идейного мира произведения), но указывает, что в фольклоре, в отличие от литературы, требуется учитывать ещё область бытового применения (обрядовые/необрядовые), форму исполнения (песни хороводные/плясовые/голосовые) и отношение к музыке (сказка рассказывается, былина - поётся).
Интересные замечания Пропп высказывает о народных легендах, которые, как я поняла, до него чаще всего отождествляли с легендами книжными, и о причитаниях как особом жанре фольклора. В целом это замечательное подспорье для тех, кто хочет разобраться, в чём заключается специфика разных жанров народного творчества, чтобы воспринимать их полнее и ярче.

Борьба с "исторической школой" и формализмом
Не меньше места, чем вопросам классификации, уделено полемике с приверженцами так называемого "историзма", рассматривающими фольклор прежде всего как источник фактов о реальных событиях и реальных людях. Что касается формализма, в котором упрекали самого Проппа - в собрании приведена любопытная статья, в которой он отвечает на подобную критику, в частности, на критику Леви-Строса. Вся эта информация может пригодиться, если планируется дальнейшее чтение работ разных учёных-фольклористов (дабы отделять агнцев от козлищ и просто быть немного в теме).

Особенности фольклора
Прежде всего это подробное рассмотрение разницы между устным народным творчеством и литературой. В связи с этим вопросом рассматривается фольклористика как специфическая наука, которой недостаточно тех же методов, которые есть у литературоведения. Для себя я выделила тесную связь с этнографией и принцип стадиальности, согласно которому при изучении народного творчества важна не реальная хронология, а уровень (стадия) развития данного общества. То есть античные мифы, конечно, созданы намного раньше, чем русские былины, но относятся эти мифы к куда более поздней стадии развития общества, и именно это важно учитывать при их сравнении.
Кроме того, рассмотрен интереснейший вопрос связи фольклора с первобытным мышлением, с особыми способами восприятия пространства и времени. Скажем, замечали ли вы, что в сказках, былинах, народных песнях персонажи всегда действуют по очереди и никогда - одновременно? Сначала в дорогу отправляется первый сын, терпит неудачу; затем - второй, тоже терпит неудачу; и только после этого - третий. Или царь велит сыновьям выпустить стрелу и там, куда она упадёт, искать невесту - и сыновья стреляют не одновременно, а по очереди. И об этой особенности, и о частом "утроении" некоего события, и о многих других захватывающих вещах будет интересно почитать каждому, вне зависимости от того, как глубоко он хочет забраться в дебри фольклора.

Трансформация волшебной сказки
Прелюбопытнейшая статья о развитии жанра волшебной сказки и о том, какие изменения он претерпевал со временем. Приведены как общие правила, помогающие из разных вариантов сказки определить тот, что древнее (фантастическая трактовка всегда древнее рациональной, героическая - древнее юмористической, интернациональная - национальной и областной), так и подробные примеры трансформации отдельных элементов. Опять же, эта часть наверняка будет интересна самому широкому кругу читателей.