Больше рецензий

Kate_Lindstrom

Эксперт

предпочитаю отказаться

10 апреля 2017 г. 16:01

605

4 Философия уменьшения

В моей копилке просмотренных фильмов любопытнейшего французского режиссёра Робера Брессона набралось не так уж много, всего 3. Однако что-то заставило меня тут же отправиться в магазин, как только я узнала о выходе данной книги. Представляет она собой собрание интервью разных лет, и вместе эти беседы с Брессоном составляют очень интересный взгляд изнутри на непростую работу кинематографиста, на задачи кино и методы их решения.

Мой любимый фильм Брессона - "Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет". Когда-то я решила смотреть это кино - позорен сей факт - из-за названия. Люблю броские названия, люблю смотреть фильмы, о которых ничего не знаю заранее. Подход к изображению действительности в той картине меня поразил. Акцентирование камеры на руках заключённого, пытающегося бежать. Минимальное количество диалогов. Странные долгие планы, будто недвижимые. Выдержанная строгость любого голоса. Всё вместе это создало гипнотический эффект.

Фильмы Брессона нельзя включить в какую-либо классификацию, не причислишь их ни к "новой волне", ни к любому другому направлению. Это авторское кино от и до, беспрекословное видение одного человека, и мне очень захотелось проникнуться его идеей и мыслями.
Сразу оговорюсь, что со многим я не согласилась. Позиции Брессона вызвали во мне если не негодование, то недоумение точно. Опишу для начала впечатления от него как от личности. Через перепечатки слов передо мной предстал замкнутый, строгий и прямолинейный человек. Ему чужда любая фальшь, он сторонится славы, не гоняется за деньгами или наградами. Самоуверенный, но без бахвальства. Перфекционист. Его основная черта - бескомпромиссность. Другими словами, или он прав, или никак иначе. Я сама отношусь к людям вечно сомневающимся, поэтому такая позиция бесконечно далека от меня.

Теперь же к идеям. У этого человека, как у любого творца, была своя правда. Но я знаю очень мало таких, кто с непрошибаемым упорством отстаивал бы своё видение, несмотря на любые оценки.
Начиная с 40-ых годов Брессон крайне обеспокоен тем, что кино (а он очень сильно подчёркивал разницу между "кино" и "кинематографом") движется в направлении обесценивания. Он считает, что кино - это лишь записанная на плёнку театральная постановка, которая ничего не создает. Он сравнивает эти постановки с репродукцией картины или с фотографией скульптуры, которые сами по себе - ничто, и всеми силами старается не дать этим веяниям проникнуть в творчество. По этой причине он на довольно раннем этапе деятельности полностью отказался от услуг профессиональных актёров в пользу "натурщиков", как сам их называл. Основной аргумент: актёр избыточен, жесты и речь его поставлены, театральны. А 3/4 людских движений - это неосознанное, это механика. Актёр всегда за ролью будет подавать себя. Обычный человек не сможет носить актёрскую маску, потому что у него её нет. Таким образом, обычный человек создаст правду, а не театр.

Поклонникам авторского кино фильмы Брессона зачастую запоминаются эмоционально не окрашенной манерой речи персонажей. Это тоже часть режиссёрской философии (хотя Брессон считал себя не "режиссёром", а "постановщиком", точнее даже "расстановщиком"). Слова без эмоций кажутся Брессону более правдоподобными относительно настоящей жизни.
Его аскетизм изображения вызван тем, что он считает глаз более ленивым воспринимающим инструментом, чем ухо. Поэтому картины мастера наполнены шумами и различными звуками, которым он отдавал главенствующую роль в формировании восприятия от картинки. Именно шумы, но не музыка. Музыка, как и интонации голосов, как и большое количество слов, - выглядят для него избыточностью. Девиз французского расстановщика таков - если есть, что отсечь, отсекай.

В его фильмах ритм задает тон всему произведению, действие всегда здесь и сейчас, даже адаптация "Кроткой" Достоевского перенесена в современный Париж. Он реалист, за ним с восторгом следовали молодые режиссёры вроде Годара, но сам Брессон почти не ходил в кино, развитие которого лишь расстраивало его. Тем заметнее его иключительность на фоне любого другого режиссёра.

Брессон - пионер переноса акцента действия с внешних событий на внутренние. Вспомните фильм "Дневник сельского священника". Долгие минуты хронометража отданы молчаливым планам глаз. Зритель взаимодействует с фильмом, а не просто потребляет картинку. Нам демонстрируют вопросы без ответов, мы должны сами додумать невысказанное, сами разгадать мысль. Никто ничего не разъяснит в конце.

Самобытность Брессона так и осталась присуща лишь ему. Многие учились у него, но никто не научился выражаться так, как он. Смотря на развитие современных фильмов, душой склоняешься к довольно мрачным предсказаниям этого человека. Он боялся, что культура кино ускользает, уступая место бессмысленной дешёвке избытков. И так он думал лет 50 назад!
Даже музыкальное сопровождение, по его мнению, вставляют от бессилия.

Я говорю: "Никакой музыки, кроме исполняемой в кадре". И еще: "Музыкой должны стать шумы". На самом деле, я хочу сказать лишь вот что: "Никаких призрачных оркестров". (Они встречаются в каждом фильме: вступает музыка - и непонятно, откуда она идёт. Как будто сидишь в опере, но какая опера, откуда, если кругом деревня?)

Сейчас я бы добавила, что в нынешнее кино от бессилия вставляют музыку, взрывы и компьютерные эффекты. Торжество бессмысленности, апофеоз избытка. Мне было сложно понять Брессона, но горечь его я разделяю.

Не надо гнаться за поэзией. Она рождается в основном из намёков и недомолвок. Всё показывает только порнографическое кино. Кинематограф - это искусство не показывать.

Комментарии


Я смотрела у Брессона 4 фильма:
Наудачу, Бальтазар!
Дневник сельского священника
Мушетт
Деньги
Мне кажется, Брессон - отец современного минимализма и последователи у него все-таки есть, пусть не в массовом кинематографе, но в артхаусе точно. Например, финский режиссер Аки Каурисмяки работает с актерами в очень похожей манере, он не позволяет им громко смеяться и жестикулировать, полагая, что "одним движением брови можно выразить все страдание мира". Я посмотрела в свое время немало японских, французских, финских и иных фильмов, снятых в минималистической манере. У того же Джармуша есть вполне "брессоновский" фильм - Более странно, чем рай. Думаю, в таких работах нельзя не заметить влияние Брессона, а также классиков японского кинематографа - Одзу, Мидзогути. Они, как правило, работали с неподвижной камерой и зачастую в их фильмах происходящее в кадре статично.
Не могу сказать, что мне очень близки фильмы Брессона, но, в целом, минимализм в кино мне интересен. И бескомпромиссность Брессона мне очень импонирует. А во французском кино того времени мне намного ближе Мельвиль. Кажется, про него тоже вышла недавно книжка или я путаю? Так много хорошего переводят, сложно уследить...)


Да, Брессон оставил после себя столь мощную идею выражения, что невозможно не видеть отклики её у других. В голову приходит Ханеке... Скандинавские фильмы, вроде "Ты, живущий", которые будто застревают сами в себе порой.
Хотя мне кажется, что фильмы Брессона - это попытка перевернуть кинематограф в принципе. Радикализм, который сложно повторить.

К стыду своему скажу, что Каурисмяки ещё не оценён, хотя давно собираюсь. Теперь стало интересно.

Я и не подозревала о масштабном значении звука и шума, пока не прочла эти интервью. Посмотрела на днях "Мушетт", вслушиваясь и держа в голове то, о чём говорил Брессон, - впечатления гораздо глубже, чем можно было ожидать.

А вот у меня с Мельвилем не сложилось. Точнее, посмотрела "самурая" когда-то, и на том всё... О книге поэтому не знаю. Уследить действительно непросто, но сам факт издания у нас книг о великих режиссёрах греет сердце.


У Мельвиля шикарный фильм - "Второе дыхание" 1966г. Безупречно выдержанная стилистика, работа актеров, сюжет, съемки - все на высоте. Рекомендую.

А книга, вот она - Рюи Ногейра "Разговоры с Мельвилем"


полагая, что "одним движением брови можно выразить все страдание мира"

Вы что-то читали о Каурисмяки? Не встречала этого его высказывания.


А то! Очень неплохая книга о Каурисмяки написана Андреем Плаховым, рекомендую.

И тот же Плахов немало написал статей о фильмах финского режиссера.


спасибо огромное за рекомендацию! Люблю Каурисмяки) Просто недавно небольшой текст о нем писала и много всего перечитала о нем и нигде не попадалась фраза, а она очень круто передает его подход и многое объясняет)


Это да )
И вообще Андрей Плахов - это столп отечественной кинокритики, всегда с удовольствием читаю его тексты.


Самый заметный след Брессона - в творчестве современного французского режиссера Брюно Дюмона (за исключением последнего фильма, где он в эксцентрику ударился)