16 мая 2017 г. 18:39
2K
5 Вселенная внутри шкатулки
«Счастливая любовь одного из потомков может возместить девять несчастных любовных романов предков».
Последние пару лет я жаждала и одновременно боялась перечитать что-нибудь из творчества Милорада Павича, столь сильно полюбившегося мне в бытность мою студенткой. Жаждала, потому что хорошо помнила тот восторг, который охватывал меня при чтении его книг впервые. Восторг такой степени, что даже спустя более десяти лет я помнила несколько цитат, которые были выписаны в блокнотик, давным-давно потерянный при многочисленных переездах, но память на эту прелесть оказалась цепкой, видимо, слишком много раз я возвращалась к покорившим меня словам, чтобы в очередной раз посмаковать. Боялась же, потому что «а вдруг такого восторга уже не будет?», ведь восприятие могло сильно измениться за прошедшие годы. Но как оказалось, любовь к сербскому виртуозу слова прошла проверку временем, теперь можно смело перечитывать некогда любимое и читать то, до чего тогда руки не дошли.
Рассказать о чем сама книга мне кажется нереальным, вообще о произведениях в жанре постмодернизм говорить сложно. В голове голосом моего преподавателя по зарубежке начинают складываться фразы о магическом реализме, гипертекстуальности, метапрозе, пастише, фабуляции и прочих мудренных штуках, но скатываться в дебри филологических изысканий в рецензии, если честно, не очень хочется, да и мало кому, мне кажется, будет интересно это читать. Так что про сюжет лишь скажу, что он утекает сквозь зубы, как песок сквозь пальцы.
Купленный у официанта ящик для письменных принадлежностей становится целой историей. Открывая один за другим его ящички и потайные отделения, ощупывая текстуру тканей обивки и древесину перекрытий, вдыхая ароматы, пропитавшие то или иное отделение, автор рассказывает нам историю. Историю любви и ненависти. Любви между мужчиной и женщиной и ненависти между народами, которая привела к столь еще яркой в памяти войне в Югославии.
Греция, Франция, Сербия – вместе с героями мы не просто пройдем по этим странам, мы будем вдыхать запахи моря, духов и пороха, пробовать блюда и напитки, слышать пение женщины, прерываемое ее же стонами удовольствия (как вам идея петь с мужем на муже в кровати?;)), ощущать, а не только читать происходящее на страницах… Я не знаю как объяснить магию слова, созданную Павичем. Это не текст, это нечто большее, обладающее запахом и вкусом, текстурой, звуком и цветом. Нужно быть истинным волшебником, чтобы создавать такие произведения. Я снова покорена…
Комментарии
фразы о магическом реализме, гипертекстуальности, метапрозе, пастише, фабуляции и прочих мудренных штуках, но скатываться в дебри
Вот этим всем в кучу меня можно отравить)))
Настюш, скажи, это мутно, или все же ясно?))) Я никогда не читала Павича. Но мутный текст могу не оценить((( А вы с Ланой высоко оцениваете. Силюсь понять, каков прогноз - понравится ли мне?)))
ты знаешь, я бы рискнула на твоем месте, потому что нет ощущения тяжеловесности (как от того же Джойса, например) и многогранность не напрягает, то есть я вот сравниваю свои впечатления в 18-19 лет и понимаю, что сейчас смотрю совсем под другим углом на текст, но мне и тогда было безумно интересно и теперь, он не требует обязательно смотреть глубоко, можно сначала взглянуть поверхностно, потом если появится желание уже глубже, еще глубже итд. А если не появится, можно просто кайфонуть от сочной прозы)
Вы обе с Ланой обвиняетесь в том, что соблазняете тут честного человека своими рецензиями и цитатами бросить все начатое и читать и читать Павича, так полюбившегося мне после одной только прочитанной книги.Очень надеюсь, что и эта история приглянется, тем более все "за" это.))
Картинки супер , очень "в тему".)
- 1
- 2
Я тут, я тут, читаю тебя и радуюсь)) Классно написала, особенно мне понравилась твоя фраза, в духе Павича: "Так что про сюжет лишь скажу, что он утекает сквозь зубы, как песок сквозь пальцы". Я бы её тоже скопировала в цитаты)
Картинки замечательные, особенно... нет, все три) Идея петь в кровати будоражит воображение))) А как тебе "кровать на троих"? В самую точку, скажи?