Больше рецензий

10 июня 2017 г. 08:12

687

0 Пайки, кожанки, красные крестины: как жили в СССР в 20-е и позднее

Повседневная жизнь людей может послужить материалом для интересных исследований. Самые рядовые её, жизни, атрибуты, о которых люди и не задумываются, пожалуй, всерьёз, могут оказаться ценным ресурсом для изучения и рассказать о многих процессах, происходящих в обществе. Тем они и интересны помимо того, что позволяют также узнать, как жил человек 50 – 70 – 100 лет назад.

У автора книги, петербургского историка и исследователя повседневности Наталии Борисовны Лебиной, первоначально вышла работа «Повседневная жизнь советского города 1920 – 1930 гг.», на основе которой и была позднее написана книга про нормы и аномалии в советской повседневности. В новой книге были расширены область исследования, география – так, первоначально жизнь советского города рассматривалась на примере только Ленинграда, а новым исследованием оказался охвачен также ряд других крупных городов. Кроме того, в вышедшей позднее книге прослежен более широкий период существования советского государства: не только 20-е и 30-е, но период вплоть до начала 50-х.

По сравнению с книгой про повседневную жизнь советского города структура более поздней книги впечатляет своей развёрнутостью, и само исследование кажется более полным, и всё же есть в новой книге определённые недостатки по сравнению с работой-предшественницей.

Во-первых, в предисловии к более ранней книге разъясняются часто употребляемые автором термины, такие как «нормативные суждения», «нормализующие суждения», «адаптивная норма», «аномия». В книге же про советскую повседневность разъяснения этих терминов не дано, а встречаются они постоянно с первых страниц, заставляя задумываться или искать их значение в словаре. В целом книга написана достаточно популярно и ориентирована на рядового читателя, однако не всегда значение употребляемых в ней терминов неспециалисту очевидно, и почему их расшифровки не оказалось в новой книге – не совсем понятно.

Во-вторых, несмотря на то, что география исследования в более поздней книге расширена, подавляющий объём материала посвящён в ней всё так же Ленинграду, а остальные регионы РСФСР рассмотрены весьма, на мой взгляд, скупо, место их в книге явно второстепенно.

В новую книгу включены также новые разделы, притом в предшествующей работе отсутствие одного из них, а именно посвящённого прямому нормированию в области продовольствия, объясняется тем, что тема эта детально проработана в трудах других авторов, что не помешало её, однако, в новую книгу включить, – я считаю, не напрасно. Однако некоторые главы в более позднюю книгу включены не были, например, глава о преступности как форме девиантного поведения, хотя отдельные её положения были рассредоточены по другим разделам новой книги, что, на мой взгляд, не очень удобно, и наличие отдельной главы было бы более оправданным.

В целом же по сравнению работой о советском городе 20-30-х главы новой книги оказались значительно расширены и дополнены, в них прибавилось ссылок на архивные материалы, научную и художественную литературу.

Работа по освещению советской повседневности действительно интересна. Она предоставляет читателю богатый фактический материал о прошлом страны, даёт сведения об исследованиях, выявлявших интересные закономерности, осмысление которых может привести к новым выводам, предоставляет в целом неплохую пищу для размышлений. И содержит множество отсылок к художественной литературе, на примере которых можно убедиться в существовании того или иного явления или порядка, – чем безусловно способствует пополнению списка «к прочтению».

Любопытен сам подход автора к рассматриванию повседневной жизни советских граждан – через дихотомию «норма – аномалия». Н.Б. Лебина исследует разные явления, бывшие нормой и перешедшие затем в категорию аномалии, или наоборот. В своей работе она обращается к таким сферам повседневности, как еда, одежда, жилище, межличностные отношения и различные отклонения и девиации, прослеживая в меняющихся позициях власти и общества по отношению к ним историю страны в целом, всех этапов становления и развития молодого государства. За обыденным, повседневным встаёт всеобщее, нечто действительно более масштабное и в этой масштабности, мне кажется, вполне способное влиять на умы и настроения людей, определять их мышление и поведение. Известно ведь, что не только человек формирует окружение, но и окружение влияет на человека.

Интересно также и просто сравнить тогдашние условия жизни с нынешними, отношение общества к социальным и нравственным вопросам типа алкоголизма, преступности или проституции тогда и сейчас. Такие вот параллели с современностью, с нынешним положением дел, моралью и взглядами могут иногда оказаться неожиданными по своим результатам, приносить облегчение или, наоборот, вселять тревогу. В любом случае, это повод задуматься о том, как развивается, эволюционирует (или наоборот?) общество, и как с течением времени трансформируются понятия о норме и аномалии.

Так, лично мне идея, содержащаяся в книге, о том, как нормативными суждениями власти (то есть её актами: законами, указами, декретами) можно не только напрямую, но и косвенно нормировать человеческий быт во всех его областях, показалась не слишком правильной и заставила почувствовать себя неуютно. В настоящее время, мне кажется, стандарты жизни и потребления задаёт не только и не столько государство, но различные группы, имеющие авторитет в обществе, кроме того, на чисто утилитарные вещи во многом влияют, например, маркетинговые и разного рода социологические исследования. И это видится мне лично более нормальным, нежели нормализация жизни исключительно «сверху». Впрочем, нельзя забывать об эпохе, которую описывает в своём исследовании автор, об идеологии, царившей тогда в обществе, о том, как эта эпоха отличается от нынешней. Книга даёт немало подобных поводов для дискуссий, сопоставлений и размышлений.

Оригинал рецензии на сайте блога «Радуга чтения»