Больше рецензий

14 июня 2017 г. 16:58

673

5

Нас ждет небытие, пустая мгла,
Где исчезает индивидуальность
Так мало мы любили, Аннабель
В своем земном существованье!

Это было мое первое знакомство с творчеством Уэлбека, я даже не смогу сказать, что стало ключевым моментом при выборе этого произведения, возможно это были отзывы от глумливых читателей, которые в своей никчемной жизни, абсолютно ничего не сотворили, кроме брюзжащих своей слюной от бессилия перед мастерами слова, рецензий, но при этом считающих себе интеллектуалами, перед которыми снимают шляпу. Книга, которая затрагивает ваши чувства, путь даже они и негативны, но, писатель нашел путь взбудоражить ваш мозг, заставив вращаться его вокруг своей вселенной. Вот Мишель это и сделал, он заставил, говорит о нем, а некоторых даже кричать, надрывая себе горло, пытаясь потопить как сам роман, так и талантливого писателя, чем в большей мере способствовали его славе. Когда впервые вышел роман, жюри французской литературной премии «Ноябрь» пошли против босса и присудили премию М.Уэлбеку, чем привели в бешенство Мишеля Деннери основателя данной премии, который в последствии отказал в финансировании, и только благодаря другому меценату данная премия была спасена. Представьте себе на минуту, отказать боссу который платить тебе зарплату, что может, заставит человека пойти на такой шаг, мое мнение; это магия слова, заставившее кричать, разрывая плоть на части фейерверком радости от наслаждения.
Да именно наслаждение получил я, прочитав эту книгу, после прочтения мне очень хотелось, поделится теми эмоциями которые она смогла во мне возбудить. Французы умеют сказать не стесняясь, обнажив пороки общества, вскрыв грязь и смрад закулисный, выставить все это дерьмо на публичное рассмотрение, и делают они это в самой грубой форме: вот вам груповуха с большим и толстым, или усыпанное кокаином общество потребления от Бегбедера в компании нимфеток и гомосексуалистов.
В чем же прелесть романа, он критический, но, в тоже время, идейным концом его есть утопия. Создание общества New Age, мутация которого возродит смысл коллективности, постоянства и святости, в котором нет места эгоизму, гневу и жестокости. В обществе, где наука и искусство существуют во благо, чтобы воспроизводить впечатления рая.
Что же пытается сказать М.Уэлбек в своем романе; в первую очередь он обращен к западному обществу, более развитому технологически и прогрессирующему в научном плане, изживающему себя в этическом и метафизическом контексте. Постсоветский мир, а также периферия западной цивилизации еще не готова принять данную мысль, так как ее этап развития находится в средневековом периоде, или как выразился современник русской литературы В.Сорокин «мы живем в новом средневековье, огороженные великой стеной», где царит невежество и страх перед монотеистическими богами. Но все же отблески западного мира постепенно накрывает нас своей пеленой.
Современный западный мир изживает себя, или если сказать словами автора «во всем им виделось предвестие конца», самоубийственное бытие западного мира, у него не осталось шанса. Но что же произошло; после окончания Второй мировой войны западное общество переходит на процесс индустриализации, идет подъем экономики, развитие новых отраслей и переход на более развитую сферу услуг, развивается наука и уровень академического образования, у населения растет уровень доходности а соответственно и желание в удовлетворении все возрастающих потребностей в отдыхе и развлечении. Все это в начала 60-х годов выливается к формированию нового сознания, и результату коренных изменений в сексуальной жизни общества. Секс становиться открытой темой и неотъемлемой частью жизни общества, происходят существенные преобразования сексуальных ценностей, подмена норм и ориентаций в сексуальных отношениях, что приводит к раскрепощению личности и подмене морально-религиозных норм о сексе в не брака. Это время ознаменовано как секс-революция, формируется ячейки нетрадиционной секс ориентации, клубы гомосексуалистов, кружки свингеров, секс кемпинги, прочно на ноги становится порно-индустрия, которая с каждым годом набирает обороты и становиться неотъемлемой частью жизни общества. Формируется культ молодости, молодость становиться драгоценным благом, которое стараются продлить как можно дольше, чтобы не иссяк источник радости. Общество пытается продлить ее; в первую очередь, отрекаясь от неизбежности увядания и смерти как мысленно, так и физически; что выражено размышлениями персонажем романа Мишелем Джерзински по поводу своей матери: «Она хотела остаться молодой, не видеть детей, которые напоминали, что она принадлежит старости». Старость становится причиной суицида, так как человек не может смирится с перспективой физической деградации. Смерть есть выход из ситуации жизни в ослабевшем теле.
Данная форма поведения западного общества, в конечном итоге выразилось в падении нормы удовольствия, угасания и последствии исчезновения чувства любви, романтических отношений, желания наслаждения через посредство любимого человека; моногамность становится плохим вкусом. Сформировалась либеральная сексуальная модель поведения общества, популизации которой способствовали СМИ (реклама, журналы, кино и т.д.), «внутри такой системы желание и наслаждение представляют результат процесса «соблазнения» умаление интеллектуальных и нравственных критериев приводит к садовской системе. В лоне такой системы половые члены неизменно жестки и громадны, груди насыщены силиконом, вагины слюнявы и очищены от волос» М.Уэлбек «Элементарные частицы».
Линия романа построена на ментальном конфликте Вселенной, где пространство разделено тонкой линией: на одной стороне бытие и отделение, что можно выразит как размножение индивидуализма, построения собственного бытия, на другой небытие и уничтожение индивидуальности. Уэлбек считает, что индивидуализм ведет к краху общество, уничтожению и только коллективное мышление способно сохранить его, но уже в другой форме. Человечество должно осознать свое падение и уединение в свой собственный мир, который в конечном итоге ждет смерть, осознав, оно должно прийти к идеи собственного исчезновения путем самопреодаления. Роман не просто назван «Элементарные частицы», в нем выражена вся суть мировоззрения автора; что такое элементарная частица? Это микрообъект который невозможно расщепить на составные части, это фундаментальная частица, составляющая ядро атома, это основа жизни.
И что мы видим? Какую картину рисует Уэлбек; два брата от разных отцов: Мишель Джерзински и Брюно Клеман, которых воспитают бабушки, так как родители возносят хвалу богу молодости и дети их не интересуют.
Брюно - это бытие и индивидуализм, человечество погрязшие в пороке в погоне за наслождением, существование которого направлено на падение нормы удовольствия и в конечном итоге, смерть и забвение.
Мишель – это вторая сторона конфликта; это небытие и уничтожение индивидуализма, Мишель есть Альтер-эго самого Уэлбека. Он наполнен жаждой знаний, позитивизм это кредо его философской мысли, он с помощью знаний пытаться изменить человеческий хромосом, разгадать загадку творения, но уже не Бога, а природы. Соединить вместе элементарные частицы, перезаписать генетический код в стабильной форме не подверженной для нарушений мутаций, что в конечном итоге приведет к созданию новой расы и бессмертию. Создание братства есть необходимый элемент возрождения человечества. Уэлбек не жесток, он не убивает старую расу, он дает ей взгляд на новую, для осознание своего нестабильного биологического вида и в дальнейшем самоознанию возможности самопреодоления.
Прекрасный роман, хотя я не совсеми идеями согласен.