Больше рецензий

15 июня 2017 г. 09:27

782

4 ЧЕЛОВЕК И ЗВЕРЬ

Печально, конечно, что большая часть читателей зацикливается на «зоофильческой» сцене и не доходят до вопроса: а зачем она нужна? Долго думать над ответом не придется: как говорит Дмитрий Быков, когда в названии есть «и», ключевая идея лежит на поверхности.

В «Женщине и обезьяне» Хёг исследует конфликт Человек-и-Зверь. «Это о том, как трудно узнать, где в каждом из нас заканчивается то, что вы называете человеком, и начинается то, что вы называете животным». Мне нравится, что Хёг говорит вовсе не о том, как важно заботиться об окружающей среде. Не обольщайтесь! — говорит он. — Животные жестоки и бесстрастны. Природа не подвластна нашим этическим правилам. Но вот вопрос: можем ли мы точно сказать, где проходит граница между человеком и животным? Не обольщаемся ли мы, выделяя себя из мира зверей? Поэтому так возбудившая (во всех смыслах) читателей сцена — это лишь часть хеговского исследования, один из множества примеров, где граница между человеческим и животным нарушается. Ее не нужно воспринимать изолировано, у нее есть вполне себе подходящий контекст.

PS: Поначалу мне казалось, что этот роман сделан по той же схеме, что и «Смилла» с «Тишиной»: большое и запутанное преступление; страдание беззащитного существа; замкнутый герой, который по неизвестным самому себе причинам находит силы встать на защиту этого существа; иррациональные постановочные диалоги, полные иронии и экзистенциальной тоски. Однако в «Женщине и обезьяне» беззащитное существо оказывается не таким уж беззащитным, так что вторая половина романа развивается по совсем другим правилам. И это хорошо.