Больше рецензий

22 декабря 2010 г. 12:39

1K

4

Удивительная книга, просто удивительная. Читая её я исписал половину тетрадки для заметок цитатами с комментариями типа «Боже, что он несёт!?» и «А вот это очень хорошо».
Все время, от первой до последней страницы при чтении я испытывал острую боль в области ягодиц.

Не так давно попросил у знакомых почитать толковой критики христианства, они немедленно посоветовали «Апгрейд обезьяны». Расхваливая её несколько человек сильно забрызгали помещение.
Только есть проблема: критики христианства в книге нет, в ней есть чудовищно стандартный приём — придумать христианство таким, каким оно кажется автору и тут же в прах разнести концепцию научным методом. Я позже покажу почему именно.

Никонов талантливый журналист и плохой учёный. Пишет он изумительно, очень сочно и цинично. Местами промелькивает тонкая ирония, мне даже показалось, что я видел самоиронию, но ручаться не буду. Автор вываливает на читателя тонны знаний из различных областей науки, поток чудовищный и очень хороший. Но есть один нюанс, часть этих фактов и знаний не выносят критики. Нет, не критики оппонента внутренне несогласного с Никоновым, а критики научной.

(Дальше будут цитаты и спойлеры)

Ну например из книги читатель может узнать, что:



«К большому несчастью, Млечный Путь со скоростью в 500 000 км/с несется в сторону соседней галактики – знаменитой туманности Андромеды.»



На минуточку: скорость света в вакууме равна 299,792.458 км/с.
(Я трижды перечитал авторский текст, трижды проверил на калькуляторе, а потом два раза в гугле и учебнике физики)
Я понимаю, что это скорее всего опечатка, но уши не развешивайте особо, гражданин Никонов искуссно рассказывает байки.

Или вот, какой полет логической мысли:



«Как бы ты ни поступил, все равно этого не скроешь, так что поступай, как хочешь!»



Еще можно встретить классные фразы основанные на авторитетах:



«Козлова нынешние первокурскники психфака почитают третьим величайшим психологом мира после Фрейда и Юнга.»


Я позвонил папе — человеку серьезно занимающемуся психологией личности и спросил про Козлова. Вы знаете, в этот момент мой мир рухнул — папа не считает Козлова величайшим психологом.

Вообще Никонов легко пишет фразы типа:



«Многие считают, что язык есть то, что кардинально отличает человека от других животных. Это ошибка…»



После чего пишет никакую по содержанию главу, где показывает, что у животных тоже бывают сигнальные системы. С трудами Льва Семеновича Выготского, который работал в начале XX века гражданин Никонов ознакомиться не пожелал. Ну и вообще закопал самую живучую гипотезу нейролингвистики не глядя. Никонову абсолютно пофиг на феномен субъектности и роль языка в этом феномене. Он считает, что банальным, экстенсивным усложнением нейронных связей можно создать личность. Крайне научный подход, надо заметить.

Вот еще прекрасное:



«Восемьсот слов – это огромный словарный запас! Бытовой актив многих людей – около тысячи слов. То есть дельфины имеют весьма развитую речевую культуру.»


Проблема только в том, что количество слов в языке обратно пропорционально развистости этого языка. В высокоразвитых языках активных слов меньше, потому что каждое слово имеет высокий уровень абстракции. Но цифры красивые и вызывают восторг у читателя забывшего, что читает книжку-провокашку.

Можно не упоминать, что слово «комплекс» господин товарищ автор использует неправильно на протяжении всей книги. Ну это простить ему можно — публицистика же.

А что он несет про нейросети — просто залюбуешься.

А теперь пару слов о Никоновской «критике христианства». Для начала, Валера, родной, срочно почитай труды святых отцов или Библию хотя бы. Прекрати провоцировать Никонова, он из-за тебя даже кушать не может, как боговеров не любит. Ну если ты существуешь, конечно.
Не может христианин, тем более называющий себя православным сказать вот такое:



– А над Богом есть другой Бог, поглавнее?
– Не знаю. Возможно.



Но это фигня все, в самом начале книги Никонов указывает на то, что мол даже католики приняли эволюционную теорию. (К слову это сделали все, кроме протестантских движений, потому что эволюционная теория ну никаким боком не вступает в конфликт с христианским богословием).
Но в дальнейшем Никонов строит критику на том, что христиане верят, что человек получен не врезультате эволюции обезьяны.
Ну тогда бы уточнил, что «баптисты и протестанты воспринимают шестоднев буквально», тогда бы я понял. А то ведь «боговеры» получается все эволюционную теорию ненавидят.

Эту же ошибку совершает Гинзбург в своем послесловии утверждая, что Библия противоречит научной картине мира. Конечно, точно так же как противоречит научной картине мира «Песнь о вещем Олеге», просто изучать эти тексты нужно тоже с включенной головой, чем и занимаются еврейские, а позже и христианские богословы уже 6,000 лет примерно.

Очень крутой наезд на совесть, прямо в самое сердце. Никонов говорит, что «боговерие» привносит внешний «жупел» из-за которого боговеры ведут себя прилично.
Вот что пишет Никонов:



«А где богобоязненность, там нет места совести. Совесть может жить только в сосуде, свободном от страха…»


Но есть один нюанс — Новый Завет. (Вообще Никонов игнорирует существование НЗ, критикуя Библию по Ветхому Завету, а это очень странная позиция)



И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
Рим.13:5



Так же мотив совести активно развивался у св. Августина или того же Иоанна Златоуста. Но зачем Никонову читать все эти книги? Он и так все про боговеров знает.

Ну и финишная цитата, которая расставляет все на свои места:



«А у Христа идет опять возврат к антропоморфному Богу-​отцу»


Тут я грязно выругался и было даже хотел побагроветь от негодования. Проблема в том, что Бог-отец с точки зрения любого христианина непознаваем, невидим и уж точно не антропоморфен. Это такие азы грамотности из истории религий, что даже мне стало стыдно за Никонова.

Кроме того, концепция Бога является принципиально недоказуемой и неопровергаемой гипотезой. То есть она не подпадает под действие критерия Поппера и, автоматически выносится за пределы научного знания.
Теперь внимание вопрос: на кой хрен все эти ученые мужи (Гинзбург, например) с горящими глазами так пытаются опровергнуть существание Бога? Это в принципе невозможно. А у нас пока наноботы размером с собаку и Петрик с графеном по стране скачет. Есть чем заниматься кроме как Бога по вселенной гонять (где его и нет с точки зрения большинства монотеистических религий).

Читать эту книгу нужно всем, верите вы в Бога или нет — не важно. Книгу читайте обязательно. Книга отличная, я даже вспотел пока читал.
Самая главная просьба — пожалуйста, не выключайте мозг ни на секунду. Анализируйте все, что пишет автор, ищите первоисточники, которых, к слову, Никонов указывать почти не утруждается. Не принимайте написанное на веру ни в коем случае, только так вы вытащите из этой книги действительно много хороших и полезных сведений, мнений и пищи для размышлений.

P.S. Обязательно читайте послесловие, Назаретян в миллион раз лучше всех рецензировал книгу. Эта рецензия стоит всей книги.

Комментарии


Огромное удовольствие читать вашу рецензию! Но вот на книгу теперь очень жаль времени, что, может, и к лучшему.


Спасибо на добром слове. Но я еще раз подчеркну — книжка хорошая, затягивающая и даже талантливая.
Но если читать её в экзальтированном состоянии можно сформировать себе довольно странную картину мира.


Интересно ваше мнение на книгу Докинза - Бог как иллюзия.


Я пока не прочитал, но в планах на ближайшее будущее есть.


Замечательная рецензия, спасибо! Присоединяюсь к каждому слову!
После прочтения этой книги меня терзали очень противоречивые ощущения, но вот так красиво их выразить никак не получалось.


На минуточку: скорость света в вакууме равна 299,792.458 км/с.

Так если сам Млечный путь несётся со скоростью 299000, а галактика к нему навстречу с такой же скоростью, то по-любому в контексте Вселенной всё настолько относительно, что можно ту же галактику принять за неподвижную, что в теории увеличит скорость Приближения Млечного пусти вдвое ;-))


"Книжка-провокашка" - это пять) Спасибо за определение нового жанра)


ой, спасибо))