Больше рецензий

23 декабря 2010 г. 00:57

548

5

Очень сильный и тяжёлый роман. Не прочитать - пройти, пережить.
Война в Чечне глазами чеченца, и просто - война глазами простого человека.
Трудно сказать определённо, художественный это текст или публицистический. С одной стороны, присутствует сюжет: повествование ведётся от лица ветерана чеченской войны, который как на исповеди рассказывает всю свою жизнь доктору в попытке доказать, что нет у него никакой психологической травмы, ложной памяти и раздвоения личности, которые ему приписывают. С другой стороны, время от времени ясно прорывается голос автора, который откровенно и проникновенно высказывает свои мысли и чувства, своё видение прошедших событий. Заметно, что в художественный текст вкраплены фрагменты публицистики, но, думаю, так и задумано. От этого кажется, что сама книга, как живая, горит яростью и плачет от боли.
Кажется, что роман посвящён только конкретной теме: конфликту России и Чечни и конфликтам внутри страны, противостоянию политики и религии. Из книги также можно почерпнуть много интересного об истории, быте и обычаях чеченцев.
Но, как и в любой хорошей книге, в ней присутствует и более общий план. Она пронизана мыслями об ужасе и бессмысленности любого насилия, о любви и красоте жизни и о том, что такого может случиться, чтобы никого больше не было, чтобы любовь стала только память, чтобы мы остались только память. О войне, которая ставит такие условия, что даже предательство будет спасением в конце концов.
Очень понравился стиль Садулаева - простой, часто разговорный язык, и при этом местами почти напевная ритмичность; изящные и яркие метафоры. Иногда автор с иронией обращается к предметам и образам современной культуры (например, сравнение военных действий с адским контр-страйком), иногда - проводит параллели с классическими и даже библейскими сюжетами. А кроме того можно разглядеть кое-какие неявные аллюзии. Красный цвет (который проходит через весь роман красной нитью, простите за тавтологию), мотив двойственности и безумия, образ страшных двух солнц, - всё это приводит на память и "Красный смех" Андреева, и "Красную корону" Булгакова. Особенно - в финале, где тенью "нелепого" сна встаёт образ войны, которая подминает под себя всё, заполоняет сознание любого, кто к ней причастен, и не оставляет пути к отступлению - к жизни.

Говорят, что мертвецы снятся к большим деньгам. Если это так, то скоро у меня будет много денег. Много, очень много денег. Они будут сыпаться на меня с неба.
Как те мертвецы.
Во сне.

А впрочем, всё, что я сказала, - не то. Это просто хороший роман, и вряд ли можно сказать по этому поводу больше, чем уже сказано в нём.