Больше рецензий

26 июня 2017 г. 10:39

631

5

Новая книга Джоанны Харрис, известной благодаря своей книге "Шоколад", является совершенно неожиданно детективом. Харрис - очень неровный автор, даже не знаю, была бы у нее какая-либо популярность, если бы не был снят знаменитый фильм по ее роману...Эту книгу я открыла с большим скепсисом: в самом деле, что еще можно написать о жизни классической элитной школы для мальчиков в XXI веке? Меня ждал большой и приятный сюрприз! Книга оказалась интересной и - главное! - с большим количеством глубоких замечаний о состоянии современного образования, рассыпанных по тексту.
Рассказ ведется от лица старого преподавателя школы Св. Освальда, Мистера Стрэйтли. Сам выпускник этого достойного заведения, наш герой преподает латынь уже более сорока лет, и видел самых разных мальчишек из всевозможных семей. Он яркий представитель старой гвардии: ест в своем кабинете (особенно любит лакричные конфетки Allsorts) и покуривает Голуаз; не имеет ни малейшего представления об Интернете и любит припечатать коллег цитатой из классики на латыни. Проблема в том, что школа отчаянно устарела, все меньше детей приходят учиться, а прошлогодний скандал и вовсе вогнал заведение в жёсткий кризис. Посему был назначен новый директор школы, который привел с собой анти-кризисную команду эффективных управленцев.
Интрига заключается в личности нового директора - это единственный из множества учеников, оставшихся для нашего Стрэйтли энигмой. Более того, с его пребыванием в школе связана весьма неприглядная история, замешанная на подростковом сексуальном самоопределении, на серьезной травме. Классические мотивы гомосексуализма в среде английских школ Харрис вплела в совсем другой узор, в игру психологического насилия.
Помимо голоса преподавателя, в роман включены дневниковые записи одного из учеников того далекого семестра 81 года, когда новый директор пришел в Св.Освальд. И воспоминания мистера Стрэйтли из этого года. Мастерски запутывая нас, автор создает совершенно искаженную картину произошедшего.
Мы видим коллектив, как и любой педагогический коллектив школы - со "своими" и строгими, старомодными и мягкотелыми учителями. Прекрасно подмечены реакции разных типажей на принципиальные изменения рабочего процесса и пространства. Поскольку рассказчик наделен отличным чувством юмора, особо радуют сцены с участием родителей. Роман читается легко, одновеременно с этим оставляет внимательного читателя в раздумьях о том, что происходит с системой образования и какие факторы являются важными в школьной реальности, а что вполне подлежит устранению или преобразованию.
Пара слов о традиции. Эта книга во многом напоминает великолепный роман Мюриэл Спарк "Мисс Джин Броди в расцвете лет", рассказывающий о жизни школы для девочек, ее прогрессивной эмансипированной учительнице Мисс Броди и ее избранных creme de la creme' ученицах...В романе "Иной класс" Харрис кланяется Спарк: любимцы мистера Стрэйтли известны как "мальчики Броди"...
Несколько цитат.
"на меня и раньше жаловались. Сейчас, конечно, жалуются чаще, ведь мальчики знают свои права (или так им кажется). Поведение, за которое раньше им светил выговор, отстранение или даже розги, сейчас считается признаком когнитивных проблем, гиперактивности, дислексии или АДД (который мы, в нечуткие старые времена, называли невнимательность), и все эти состояния требуют сегодня чуткой терапии, а не пинка под зад. Лично я нахожу старое лечение более эффективным (и мальчики тоже), но те же деятели, кто запретил слово "доска" и ввел такие лингвистические монстры, как "иначе одаренный" и "академически затрудненный" явно думает иначе."
"...когда нежелание учиться становится причиной отказа от учебы, открываются врата хаоса".
"раньше были школьные походы, вылазки на природу, свободное общение за чаем. Быть учителем в Св.Освальде означало быть доступным в любое время, одновременно с учительством быть социальным сотрудником, детективом, исповедником, отцом и, иногда, другом."
"<сегодня> Никогда не говори с учеником один на один. Всегда держи дверь открытой. Никакого физического контакта с учениками, даже в случае, когда надо утешить...Никакого братания в пабе, как это делали целые поколения учителей физкультуры. Никаких незапланированных поездок, без оценок риска, форм информированного согласия, списков диетических ограничений и массы другой макулатуры, призванной максимально ограничить, а лучще - и вовсе предотвратить любую неожиданность. В то же время, любой учитель, который не торчит целыми днями перед компьютером , знает, что обучение - это и есть риск, это область непредсказуемого. Не существует оценки рисков для Жизни. А Жизнь - это то, чему мы учим."