Больше рецензий

2 июля 2017 г. 19:49

926

4 Magnum opus Трансцендентного пессимиста

Прочесть книгу Фламмариона "Тайны смерти" я решила по абсолютной случайности. Было это год назад, мой муж читал жизнеописания профессора А.Ф. Лосева из серии "ЖЗЛ" и, рассказывая мне о его детстве и юношестве, он упомянул имя Фламмариона как одного из любимых авторов Лосева. Заинтересовавшись его персоной (всё-таки любопытно, какими книгами увлекался в пору юношества такой маститый учёный), я прочла кое-какую информацию о Камилле Фламмарионе и узнала, что он является известным французским астрономом-популяризатором, а также что он был членом спиритического сообщества - нужно сказать, популярное "хобби" второй половины 19-го века. Это заставило меня довольно скоро потерять к нему интерес и даже отмахнуться от знакомства с его произведениями - дескать, ещё один шарлатан (я к тому времени успела прочесть достаточно статей, разоблачающих спиритизм).
Примерно спустя полгода я добралась до первого произведения, прочтённого мною у этого автора. Им стало "История христианского неба", по которому я готовила доклад для университетского семинара. Я начала относиться к Фламмариону гораздо серьёзнее, так как поняла, что он действительно серьёзный учёный, отмахивающийся от разнообразных предрассудков и суеверий, и даже откровенно их высмеивающий. Тогда-то я и задумалась о том, чтобы ознакомиться с его трудами по спиритизму. И вот, наконец, я взяла в руки "Тайны смерти"; полученные мною в подарок задолго до сего дня, они долго ждали своего часа. Приступила к чтению книги я с великим воодушевлением, твёрдо уверенная в порядочности автора, в его настойчивости добраться до истины, в его непредвзятости. Моё любопытство подстёгивал также ужас перед неизвестностью загробной жизни. Я жаждала любых доказательств того, что эта самая жизнь и впрямь продолжается.
Однако, дойдя примерно до середины книги, я поняла, что мой пыл угас. Я бы сказала, что это произведение представляет собой замкнутую композицию: в самом начале автор даёт понять читателю свои убеждения, выдвигает некоторые тезисы, основным из которых, конечно, является таковой, что жизнь после смерти действительно существует. Примерно этими же тезисами книга и заканчивается. Её "начинка" - это огромное количество документальных свидетельств проявления сверхъестественного. Свидетели - обыкновенные люди, присылавшие Фламмариону свои истории со всего света. Также немало свидетельств непосредственно от друзей, знакомых или коллег автора, парочка историй принадлежит и ему самому. Я не сомневаюсь в том, что Фламмарион тщательно сортировал эти документы, что он сам доверяет всем этим людям; буквально каждая глава полна искренности автора в том, чтобы убедить читателя поверить ему. Впрочем, книга рассчитана на тех, кто уже ознакомился с предыдущими изысканиями автора в этой области - он неоднократно ссылается на свою предыдущую книгу "Неизвестное". Все истории, собранные в этой книге, действительно поразительные, неординарные; одни - трогательные и романтичные, другие пугающие. Но я поставила этой книге не самую высокую оценку. Почему? Я думаю, из-за шаткой позиции самого Фламмариона. Его эпоха несомненно оставила на нём свой отпечаток. Привязанность непосредственно к спиритическим практикам, абсолютное к ним доверие, но при этом - огромный скепсис по отношению к религии, и даже к вере! Удивительно, как автор, исследуя трансцендентное, отрицает источник этого трансцендентного, то есть Бога! Фламмарион практически после каждой приведённой в книге истории задаётся вопросом, какова природа этого явления. Иногда он откровенно признаётся, что не в силах этого объяснить. Иногда он выдвигает свои собственные гипотезы, подчас поразительные - например, одна из них такова, что природа человеческой души - это электричество, или что призрак представляет собой проекцию, которую создаёт психика усопшего человека по отношению к психике живого человека. Как мне показалось, нередко Фламмарион противоречит самому себе - скажем, в первых главах книги он высмеивает материалистов с их верой в безграничные возможности мозга как единственного генератора всех психических явлений, чуть позже он уже сам неоднократно использует слово "мозг", объясняя передачу мыслей на расстоянии, создание проекций и т.п. Некоторые несостыковки меня откровенно повеселили - в частности из-за того, что автор по-разному объясняет сверхъестественные истории с одним и тем же сюжетом, и всё это только потому, что одна истории имеет некоторый религиозный подтекст. Скажем, он без особых причин называет галлюцинацией рассказ некой монахини о встрече с призраком мёртвой настоятельницы в погребе: призрак упрашивал девушку молиться за него, после чего схватил её пальцами за предплечья, где остались красные отпечатки с волдырями. Фламмарион удивительным образом объясняет это обыкновенной галлюцинацией и самовнушением, вызвавшим телесные повреждения. К слову сказать, точно таким же образом он объясняет разнообразные религиозные экстазы, появление стигмат, общение со святыми и вообще всё,что относится к области веры и религии. Зато он абсолютно уверен в истинности истории одной пожилой женщины, которая утверждает, что её мертвый супруг явился к ней спустя несколько лет после смерти и поцеловал в губы, оставив на них привкус ментоловых леденцов. Именно эта деталь почему-то сразила Фламмариона, убедив его в неопровержимости явления призрака.
Подводя итоги, я замечу, что предвзятость к переживаниям религиозных людей меня неприятно удивила. В этом плане Фламмарион меня несколько оттолкнул, в первую очередь своей непоследовательностью. Он утверждает, что ни одну гипотезу в отношении природы паранормальных явлений нельзя сходу отвергнуть. Однако, гипотеза божественной природы таких явлений здесь явно не в счёт. В этом смысле, Фламмарион не сильно отличается от закостенелых материалистов, которых он упрекает в самом начале книги. Я бы порекомендовала "Тайны смерти" тем читателям, которые имеют интерес к паранормальным явлениям, которые склонны видеть в них другую реальность, которые, также как и мы с Фламмарионом, сокрушаются по поводу игнорирования этих явлений со стороны науки.