Больше рецензий

5 июля 2017 г. 10:48

711

3.5

Время действия романа - начало 50-х прошлого века. Впервые герой книги (рыжий, как несложно догадаться) оказался в Европе во время Второй мировой - воевал. Познакомился с англичанкой, женился, сделал жене дочь (по-другому их отношения сложно назвать), параллельно поступил на юридический в Тринити Колледж (Дублин) и... пошел по жизни, смеясь, в полной уверенности, что все ему должны (включая, в первую очередь, богатенького папу в Америке, во вторую очередь, всех барменов в Дублине, а в третьих - весь остальный мир, особенно его женскую половину) - просто потому, что он такой обаятельный. Я уже и не помню, в какой книге (или фильме, если уж на то пошло) мне встречался более самовлюбленный раздолбай, чем этот рыжий.

Если бы не то, как он обращался с женой и маленькой дочкой, над его похождениями можно было бы посмеяться. А так получился скорее очень неприятный, чем забавный персонаж. Более комичен его одноглазый приятель, который дожил до 30 лет девственником, и теперь мечтает только о том, чтобы избавиться уже как-нибудь от этой своей девственности (вплоть до смены ориентации и совращения несовершеннолетних). У рыжего же главного героя в плане секса вообще никаких проблем - он и монашку уговорит. Только, опять же, выглядит это всё пошло, гнусно и временами даже противно.

Стоит ли читать? Чтобы познакомиться с несомненно ярко прописанным персонажем - определенно да. Чтобы получить удовольствие от этого знакомства - пожалуй, нет. Хочу также предупредить, что у Донливи (по крайней мере в этом романе) весьма непривычная манера повествования: он постоянно переключается с перспективы "от первого лица" к отстраненной "от третьего" и обратно, причем нередко в рамках одного абзаца. Но восприятие таких метаний между перспективами значительно упрощается, если представить, что читаешь пьесу с обильными ремарками и "мыслями" главного героя, произносимыми "в зал". Тем более, что позднее Донливи сам написал пьесу по этому роману.

Прочитано в рамках "Игры в классики"