Больше рецензий

8 июля 2017 г. 19:59

161

5 Актуальная классика

Классику читать приятно, а перечитывать полезно: открывается по- другому, видишь нюансы, которые при первичном прочтении не заметил. Конечно, я читала впервые эту книгу, когда училась еще в школе. Позже в институте, дабы освежить память, смотрела сериал. После просмотра интеллектуальной передачи "Игра в бисер" решила перечитать, так как поняла, что произведение помню смутно.
Писать рецензии по таким великим произведениям сложно. Многое уже сказано, не хочется опускаться до банальностей и уровня сочинения 9-10 класса. Но не поделиться своими впечатлениями практически невозможно.
Итак... "Герой нашего времени"- произведение безусловно шедевральное. Естественно описывая роман нельзя отступить от рассуждений о самом герое- Григорие Александровиче. Фигура, ставшая нарицательной, не потерявшая актуальности и в нынешнее время. Однозначного отношения к личности, я думаю, после прочтения не получится сложить ни у кого. Противоречивость восприятия главного героя налицо: он вызывает отвращение, но ему также сочувствуешь. Будучи умным, образованным, анализирующим человеком, тонким психологом, понимающим внутренние переживания людей, окружающих его, знающим и понявшим жизнь человеком, Печорин не может не нравится и не притягивать симпатии читателя. Другое дело, при наборе этих качеств, главный герой пользуется ими не благородно. Он играет судьбами людей, испытывает свою судьбу, смеется над чувствами, которые он сумел вызвать по отношению к себе, вызывает насильно вызывает ненависть у тех людей, которые его полюбили. О становлении его как личности, можно понять по его же словам, написанным в дневнике. Он рано понял жизнь, он понял, что ничто не вечно, что люди переменчивы и есть за что их не любить. И ему самому от этого горько. Он не понимает. почему все так, и для чего он живет.

В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

Роман я могу назвать психологическим. Если бы не собственные слова Печорина в дневнике, он однозначно вызывал бы лишь отвращение. Но его мысли проскальзывающие время от времени на страницах записей, позволяют убедиться в том, что герой страдает и мучается от своей неопределенности, своего несовершенства. Он судит себя, трезво, без обмана себя оценивает, не испытывает иллюзий. что так редко у людей. Чем собственно и вызывает привязанность у читателя. Его игры с судьбой и людьми ничто иное как попытка вызвать интерес к жизни, взбудоражить себя, возможно, открыть что-то неизвестное в людях для себя. Но люди такие, как и предполагал Печорин, предсказуемые: все истории, в которые втягивается главный герой, проходят по алгоритму, который он сам и выдумал.
Остальные персонажи книги предстают перед нами либо со слов рассказика, либо со страниц дневника Григория Александровича. Максим Максимыч, добродушный, всепрощающий старик, который просто живет, просто любит, и из-за своей простоты в итоге не снисходит до внимания главного героя. Конечно сцена безраличия Печорина при прощании с Максимом Максимычем, отзывавшемся о нем так тепло (что как мы узнаем в дальнейшем, большая редкость), цепляет, заставляет испытывать негодование.
Бэла, княжна Мэри - девушки, которых покорил и погубил герой. Марионетки в руках опытного Казановы. Вера- женщина более загадочная, тень прошлого Печорина, пожалуй, единственная, кого он по- настоящему любил. Также рискнувшая и пожертвовавшая, для него всем, и так и не сумевшая, чтобы он пожертвовал для нее чем-либо, что в принципе ставить ее в один ряд с Белой и Мэри- игрушек героя-ловиласа.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние.

.
Грушницкий - неудачная пародия Печорина, которая мазолит Григорию Александровичу глаза. В принципе мысли их схожи, но, то что Печорин испытывает и таит в себе, Грушницкий банально и пошло выражает на словах при публике. То, к чему Печорин пришел сам, под влиянием жизни, благадаря своему таланту психолога, Грушницкий услышал, "слизал", выучился. Для роли героя-романтика, которая его собственно и погубила. Заигрался.

Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия.

Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель - сделаться героем романа.

Подводя итог, хотелось бы сказать об описываемом любимом Лермонтовым Кавказе. В тексте прослеживается единение Печорина и природы. Возможно, герой из-за того, ее так любит, что она одна ему непонятна, что собственно и логично: ее не нужно анализировать, ей просто нужно наслаждаться.
Встречаются ли такие люди в наше время? Игроков судьбами других людей полно. Скептиков, циников, реалистов тоже предостаточно. А вот испытывающих при этом такой диапазон чувств и эмоций, судящих трезво прежде всего себя, намного меньше. С моей точки зрения Печорин, скорее положительный герой, нежели отрицательный. По крайне мере, мне удалось поверить в то, что он и расскаивался частично в своих действиях, но не мог поступать по- другому. Что касается его игр с людьми, то у этих людей был свой выбор.
P.S. Собственно о силе выбора человека и значении судьба речь идет в последней главе романа.

Комментарии


У М.Ю. есть ещё "Княгиня Лиговская"-незаконченный роман о том же Печорине. В нём Г.А. ещё не такой циник, скорее "зреющий", ещё не доведённый жизнью до "состояни ГНВ". Объясняются некоторые мотивы его поведения в "ГНВ", рассказывается о его любви к Вере и вообще о событиях, предществующих тем, что в "ГНВ". Хоть это и более ранняя работа, чем "ГНВ", по качеству ничем ему не уступает, напротив, лично мне атмосфера в "КЛ" несколько ближе, чем красоты Кавказа... Беру на себя наглость посоветовать Вам "Княгиню Лиговскую" к прочтению, лично мне это произведение помогло глубже понять ГГ, да и удовольствие несказанное получила от прочтения, Лермонтов же всё-таки.


Спасибо большое) Да,я уже наткнулась где-то на отсылку к этому неоконченному роману. Ваш совет, думаю, повлияет на скорейшее прочтение данного произведения)


Очень надеюсь, что Вы не разочаруетесь в "КЛ". Сама не хотела за него браться, т.к. он не закончен, но и в таком виде этот роман совершенен... В общем, приятного чтения!


Вы уж извините, что так навязываюсь и лезу с советами, но оно того стоит...


Да нет, спасибо Вам за совет, правда)