Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июля 2017 г. 18:30

180

5 "Хлеб наш насущный" и "владение заимствованным бытием"

Всякий нормальный человек знает Молитву Господню, ежедневно повторяет ее, отходя ко сну. И если раньше думалось, что под «хлебом насущным», который мы просим у Господа на каждый «день днесь», подразумевается просто хлеб и даже с маслом и икоркой-увы!Я ошибался…
В «Толковании на молитву Господню» преп. Максим Праведник утверждает:-Эта Молитва заключает в себе все указанное намерение Божие, тайно сокрытое в кратком изложении, или, лучше сказать, содержит в себе смысл всего, что проповедуется для сильных духом.
Итак, действуя через Сына…Он даровал людям…семь наиболее главных (тайн): Данные тайны суть: богословие, усыновление в благодати, равночестность людей с ангелами, причастие вечной жизни, восстановление человеческого естества в его первоначальном бесстрастном состоянии, ниспровержение закона греха, низложение лукавого, подчинившего нас, посредством обмана, своему тираническому владычеству.
Богословию учит воплотившееся Слово Божие…Божественную жизнь подает Бог Слово посредством того, что дает Себя в снедь верным…Кто получил от Него такое духовное ощущение, через вкушение этой снеди смогут ПОЗНАТЬ, яко благ Господь (Пс.33:9), поскольку ради обожения вкушающих усвояет им Свое божественное свойство, поскольку Он есть и справедливо называется Хлебом Жизни и Силы (Ин.6:48).
Природу человеческую в первоначальном бесстрастном состоянии –воплощенное Слово-восстановил не только тем, что стал Человеком, но …еще и тем, что, упразднив вражду, пригвоздил на кресте рукописание (Кол.2:14) греха, вследствие которого эта природа вела борьбу против себя самой…и, разрушив стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей-учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир(Ефес.2:14-15), примирил нас через себя с Отцом и друг с другом.
А чистой от Закона Греха (Рим.7:23,25,8:2)делает природу человеческую тем, что не попустил, чтобы Воплощению Его ради нас предшествовало плотское наслаждение. Зачатие Его невероятным образом было бессеменным, а рождение Его сверъестественным образом нетленным, так как родившийся Бог укрепил в недрах Матери Своей узы девства, превзойдя естество.
Усыновление в благодати дает людям Сын Божий. Сохранение и соблюдение усыновления в Боге зависит от свободной воли возрождаемых: они своим внутренним расположением принимают дарованную по благодати красоту, а истощением страстей усвояют Божество настолько…насколько Слово Божие умалило себя в Своей чистой славе, став истинным Человеком.
Равночестность с ангелами даровало людям Слово Божие не только тем. что примирило с Собою все, умиротворив через Себя, Кровию креста Своего, и земное, и небесное(Кол.1:20)…оно соединило Собою небо и землю, вознесшись вместе с воспринятым на земле телом на небо…объединило умопостигаемое с чувственным, показав единство крайних частей сотворенного естества, внутренне связываемого добродетелью и познанием Первопричины.. Ибо разум есть единение разделенного, а неразумие-разделение соединенного. Научимся же усваивать себе разум посредством делания, чтобы не только соединится с Ангелами через добродетель, но и с Богом через познание Его и отрешение от всех тварных сущих.
Тираническую власть лукавого Бог Слово победил, выставив против него в качестве оружия плоть, побежденную в Адаме и побеждая ею. Плоть, прежде захваченная в плен смерти, захватила захватившего его, смертью своей разрушила его жизнь и стала для него отравой…
Причастие вечной жизни. А для рода человеческого эта плоть стала жизнью, воздвигая все естество человеческое, как заквашенное тесто, к воскресению жизни, для чего собственно Бог Слово и стал Человеком-дело поистине странное и неслыханное-и добровольно принял плотскую смерть. Содержание Молитвы Господней и заключает в себе мольбу об этом…
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, стих 35
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
А «молитвою» названо Писание это потому, что «думаю, оно содержит в себе испрашивание у бога даров, которые Он уделяет людям по благодати». Боговдохновенные отцы наши именно так определяли молитву. Моление определяется как обещание или обет, который служащие Богу люди искренне приносят Ему.
Итак, моление есть соблюдение заповедей и исполнение их волей молящегося, а молитва есть испрашивание того, кто сохранил эти заповеди, у Бога обновления себя для добрых дел.
Лучше сказать: моление есть подвиг добродетели, посвящаемой Богу, который благосклонно принимает его, а молитва есть награда за подвиг добродетели, воздаваемая человеку Богом с великой радостью.
Очистив себя от всякой скверны плоти и духа, угасив похоть, нелепо кокетничающую со страстями, будем освящать Божественное имя; свяжем разумом ярость, приводимую в неистовство наслаждениями……И тогда, читая Молитву Господню, молящийся «не смотрит на отсутствие наслаждения как на ощущаемую боль, потому что знает только одно наслаждение-сожитие души со Словом»…
Кто таинственно приносит Богу служение одной разумной силой, отрешенной от похоти и ярости, тот на земле, подобно чинам Ангельским на небе, исполняет волю Божию. Он уже стал со-служителем и сожителем Ангелов. Как говорит Апостол:-Наше же жительство-на небесах. …так и святые ангелы на небе ничего не приносят Богу, кроме разумного служения. Потому и Господь научает молящихся говорить:
- Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Подражая таким образом Ангелам небесным, мы и на земле явим равно-ангельское житие, а потому наравне с Ангелами будем обладать умом, полностью безучастным к тому, что ниже Бога. И обретем, как «хлеб насущный», САМО СЛОВО.
Однако молящийся не получает хлеб насущный весь целиком, но настолько, насколько получающий может воспринять его…насколько может принять его духовное достоинство.
Если же Молитва повелевает нам просить и того повседневного хлеба, которым естественно поддерживается жизнь, это для того, чтобы не забывали, что смертны, чтобы не отягощались лишней заботой, прося и хлеба на этот день…
Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть…и хлеб сей ограничим нуждами одного дня, не смея распространять прошения о нем на другой день..