Больше рецензий

Grim_Hedgehog

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 августа 2017 г. 17:25

627

4

Прочитав полгода назад «Пространство Откровения» я долго не мог приступить ко второй книге цикла, которая, к тому же, являлась ещё и приквелом. Виной тому было одновременно неумолимо манящее, но и прохладно-отрезвляющее повествование дебютного романа Аластера Рейнольдса. Но по своему опыту я знал, что в такое произведение нужно нырнуть, на миг затаив дыхание, и вот уже через секунду-другую не хочется выходить на берег.
С первых же страниц, слог и повествование «Города бездны» показались мне более дружелюбными к читателю, более понятыми, чем это было в первом романе. Правда, благодаря этому, опять же, по моему мнению, книга чуть потеряла в еле уловимой атмосфере непостижимого, коей обладало «Пространство Откровения». С другой стороны Рейнольдс показал, что может писать по-разному, не шаблонно, экспериментируя, но пока не сильно. А значит, будет меня удивлять, и я не захлопну книгу от разочарования на середине истории. Я в это верил, я это чувствовал.
Удивляться было чему. Во-первых, конечно же, это сам Город. Он просто потрясает воображение. Создать мир, где нанотехнологии, биомеханика, генная инженерия, роботы и другие изобретения далёкого будущего достигли невиданных высот, но сосуществуют наряду с паровыми машинами, простейшими механизмами и прочими атавизмами цивилизации; погрузить это всё в постапокалиптический антураж с чётким разделением социальных слоёв, где богатые ради забавы охотятся на бедных; впрыснуть туда немного чуждого человеку внеземного разума и описать это всё красиво, логично, а главное увлекательно не многим фантастам под силу. Рейнольдсу это удалось сделать изящно, изобретательно и атмосферно.
А ведь сам Город бездны это ещё только половина истории, там ещё будут и межзвёздные путешествия длиной не одно столетие, и невероятные метаморфозы личностей, и простые человеческие страсти, ну и конечно загадки, тайны, пазлы, которых в карманах автора, похоже, под самую завязку.
Не хочется делать даже намёка на сюжет, ибо обязательно потеряется часть интриги, поэтому я также не рекомендую читать аннотацию к самой книге.
Основная часть истории, вроде как, подаётся от перового лица, что предполагает линейность повествования, но и в тоже время Автор прибегает к удачному ходу, разветвляя сюжет не только по месту событий и времени, но и главным ролям.
Добавлю, что с «Пространством» у «Города» общий мир, но разное время действия, общих действующих лиц тоже не будет, только иногда будут всплывать привычные имена и названия. Так что их, в принципе, можно читать в любом порядке и с большим перерывом. Оба романа совершенно закончены и не обязывают читать другие произведения цикла. Но если уж вы захотели прочитать весь цикл, то мой вам совет: читайте согласно хронологии написания книг. Впрочем, такой же ненавязчивый совет вам даст и издательство, указав на обложке книжного издания последовательность для чтения. Если же вы не последуете этой рекомендации, то конечно много не потеряете, но даже то немногое чуть убавит от вашего настроения, которого, наверняка добивался сам Автор.
Если говорить о недостатках, то, на мой взгляд, они кроются в динамических сценах и неумении сделать драматический акцент в них на действительно ключевых моментах. Часто, читая места, где начинается экшен, и события происходят стремительно, по инерции пролетаешь мимо «поворота», приходиться возвращаться и осмысливать произошедшее. Но это придирки. Всё компенсируется полётом фантазии автора и умением создать не только оригинальный и глубокий мир будущего, но и наполнить его вроде как мелочами, но совершенно потрясающими по своей выдумке и уместности одновременно. Тут вам и дельфины-психопаты, и кашалоты-пилоты межпланетных кораблей, непостижимый разум чужих и безмозглые инопланетные твари, а так же, уже знакомые нам, неуклюжие и нелепые герметики, пугающие химерики и загадочная раса Ультра...
Ну что, вы готовы сделать прыжок в бездну? Город ждёт вас!