Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

11 августа 2017 г. 08:53

2K

5

Что за прелесть эти сказки!
Пушкин.

Не совсем та книга, которую ожидала найти. С давних, еще институтских времен имя Проппа воспринималось, как нарицательное - если и есть на свете тот, кто в совершенстве поверил гармонию волшебной сказки алгеброй теории, так это он. После, в конце девяностых довелось читать жихарев цикл Успенского, где В.Я. чуть не в каждом абзаце поминается, создавая подспудное ощущение присутствия некоего каменного гостя, подлинного хозяина этих угодий. А набраться храбрости и почитать его труды, все не доводилось. Вот, с почином.

Морфология - учение о формах и в этой работе Владимир Яковлевич уделяет преимущественное внимание именно классификации форм повторяющихся элементов, присущих всем сказкам. На самом деле, то, что он сделал в "Морфологии сказок" - титанический труд. С одной стороны, сказки сопровождают нас всю жизнь, будучи естественным ее фоном и мы не задумываемся об их структуре, как не думаем о составе воздуха, которым дышим или воде, когда пьем. С другой - изучение требует строгого и жесткого структурирования, разложения по полочкам, привязки к определенной последовательности действий; методичных штудий, совершенно не терпя аморфности и приблизительности.

А сказки по существу семя, зерно. из которого выросла вся серьезная сложная литература. сколько ее ни есть. К 1928 году уже "Улисс" с его сложнейшей структурой, стилистическими игрищами и потоком сознания написан, а попытки изучить и классифицировать законы функционирования сказок ограничивались весьма приблизительными списками Вундта, Волкова, Веселовского. Не то, чтобы они были плохи, они были никакими. Оперировали приблизительными признаками, которые в момент составления казались авторам значимыми, но проверить работоспособность никто не брал на себя труда.

Пропп берет за основу классификацию одного из основателей финской школы Анти Аарне, который опирается не на внешние признаки: сказки о животных, волшебные сказки, юмористические - но на составные элементы, функции действующего лица выделяя тридцать одну. Все возможные нарративные ситуации сказки исчерпываются этими элементами в различных сочетаниях. Чаще присутствуют не все, иногда сюжет может ветвиться, повторяться, переживать утроение. Многие функции естественным образом расположены попарно: запрет - нарушение; выведывание - выдача; бой - победа; преследование - спасение. Но случаются и одиночные: отлучка, наказание, брак.

Основных типов персонажей немного и для каждого существует сфера охвата, которую договоримся обозначать "кругом действий": антагониста (вредителя), дарителя, помощника, героя и т.д. Порой функции совмещаются. Так даритель может одновременно быть антагонистом и тогда полученное от него достается герою в результате противоборства в силе или хитрости; волшебный помощник может одновременно играть роль перевозчика (как Сивка-Бурка или Серый Волк).

Серьезный исследователь, Пропп рассматривает возможные варианты распределение фикций по действующим лицам, способы включения в ход действия новых персонажей, атрибутику, вспомогательные элементы связи. Тут много таблиц, первоначально наводящих ужас страшными перекрестными прочерками и достаточно формул, от одного взгляда на которые у гуманитария начинает ломить зубы. Но на деле разобраться со всем этим несложно, если дать себе труд натвердить основные обозначения (а как вы хотели? Слушать сказку и изучать ее - совсем не одно и то же).


В результате имеем четко структурированный набор функций; инструмент, посредством которого можно создавать новые сказки. Но разумнее использовать его для изучения уже имеющихся. Гармония дается свыше, а поверять алгеброй имеет смысл то, что уже слетело к нам с горних сфер.

Спасибо sq за совет.

Комментарии


Вот тоже еще с университетских времен добавила эту книгу в "хочу прочитать", но так и не собралась ;)


Она хорошо написана. Вам понравится, как соберетесь.


Читала с большим интересом- хотя она была в программе по теории литературы в университете ( обычно, когда НАДО, читается трудно). Очень вдумчивое, серьезное и в то же время очень увлекательное чтение. Все, ранее известное о сказках, укладывается в четкую систему. Филологам - обязательно к прочтению.


Совершенно согласна.


Я вообще-то не эту читал, а "Исторические корни волшебной сказки". Там, кроме всего, про историчность Царя Гороха и Ильи Муромца есть. Думаю, она интереснее, хотя трудно сказать, конечно :)


Поздно, доктор, больной умер.

Я так и поняла. Но к тому времени большую часть Морфологии успела уже прочесть. А если серьезно - классификация и ранжирование мне сейчас нужнее, чем понимание, что сказки уходят корнями в мифологию и обряды инициации. Астрология вся оперирует мифологемами и я много серьезных вещей на ''ne тему перечитала, не говоря уже о том. что этот язык - нормальный рабочий язык астрологии. А структура - это несколько иное. Скелет, каркас, на который все нарастает. И хорошо, что я имею о нем теперь четкое представление. Косвенно этому способствовал разговор с вами.


Да, я думаю, идеи в обеих книгах Проппа примерно одни и те же, просто акценты немного разные. Но он действительно глубоко копает, это вы совершенно точно отметили в своей рецензии. И астрология тоже, оказывается, о тех же вещах думает. Это интересно :)


И действенно. По крайней мере, одна сфера (помимо сомнительного приложения в виде эдипова комплекса в психоанализе, где мифология работает на повседневные нужды.


Эдипов комплекс, как мне кажется, не особенно помогает в повседневных нуждах :)))
Ну да, я в детстве хотел убить отца. Но я не его одного хотел убить :)
Овладеть матерью? Этого не помню :)
Единственная идея Фрейда, которая, по-моему, имеет глубокое теоретическое значение, это о бессознательном, которое действует на нас не меньше сознательного. Да и то значение это теоретическое, в практическом сомневаюсь, не говоря уж о повседневной жизни :)
О практической пользе астрологии не буду с вами спорить :)


Не спорьте.
Так я согласная (про Фрейда и эдипов комплекс).
А про общественное бессознательное - это больше к Юнгу ). Я
убежденная юнгианка, если что).
Задумалась, кого хотела в детстве убить, с кем переспать. Вспомнила. Многое про себя поняла.


Я не про общественное бессознательное, а про "частное". Про бессознательное как свалку преступных, аморальных и непристойных устремлений, свойственных нам как биологической сущности.

Коллективное же бессознательное Юнга -- это чисто философская идея, довольно ограниченная по широте охвата вопросов, традиционно относимых к области философии.
Мне нравится трактовка Юнга. Но не могу сказать, что как философ он "сильно силён". Во всяком случае, на мировоззрение он не может сильно повлиять, поскольку не ставит мировоззренческих вопросов.


А вам непременно, что ли, надо чтобы кто-то влиял на ваше мировоззрение?

А кто может повлиять? Мне Кьеркегор нравится. И Даниил Андреев.


Если кто-то заявляет, что является последователем, например, Юнга, я из этого делаю вывод, что Юнг оказал некое влияние. На что? На пищеварение или кровообращение? Это вряд ли. Видимо, на мировоззрение :)

Кьеркегор совершенно точно повлиял на моё мировоззрение. Его книги стоят у меня на почётной полке, но я сейчас даже под пыткой не скажу, что в тех книгах написано :)))
Русских, индийских или китайских "философов" прошу не предлагать никаких :)


На миропонимание. Не мировоззрение, а миропонимание - понимание того, как все в мире устроено.

Я вам напомню, тоже не претендуя на точность, просто у меня ближе. Кьеркегор - это три стадии эволюции, ой, подождите, у меня ж должно быть про это) Сейчас найду


Старость - не радость. Думала, что писала о нем для памяти отдельно, но нет, всего лишь вот такой кусочек. Вам он без надобности, но прицеплю, раз хлестанулась.

И философия Кьеркегора, на следующую ступень после Обывателя (спидсборгерен) ставящая не Воина, не Дельца. но Эстетика (эстетикерен) с бесконечными ступенями отчаяния, только преодолевая которые, поднимаешься над самим собой.


Сколько помню, там три фазы подъема: человек эстетический, человек этический, человек религиозный. И всякая следующая сопряжена с преодолением мучительного ужаса бытия.