Больше рецензий

MarchingCat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 сентября 2017 г. 18:43

449

3 Лишь некое обояние автора вытащило роман из-за грани халтуры

Всегда удивляет и возмущает, когда две книги от одного и того же автора оказываются жутко разными по качеству. В прошлом году прочитал отменное своей душевностью и тематизмом попаданство "Вовка-центровой" Сапарова и предвкушал нечто подобное. А фиг-то там.
Этот же роман (цикл) тот случай, когда попаданческая книга действительно просто чтобы убить время. Ибо даже получить удовольствие (ну, если любишь это направление в макулатуре) - затруднительно. Ибо - лайт. Слишком уж лайт.
Да простит меня автор за сравнение, но при чтении вспоминалось "творчество" Корчевского. Всё так же легко, непринуждённо... а самое паршивое, что всё так же схематично, без души, просто перечисление фактов. "Я пошёл. Я сделал."... Прогрессорство "от балды" - то есть без знания автором того, что творит его персонаж и его команда. Чудеса химической промышленности 20 века творят совершаются в сарае на печи. Делов-то... ))
Сам главный герой плоский как фанера. Чуть ли ни амёбный. Плывёт по течению при сопутствующей невероятной удаче и пачки роялей. Некоторые насквозь второстепенные персонажи (вроде его жены, например), вроде бы и тоже плоские, но на фоне ГГ - прямо колоритные понятные личности получились.
Впрочем, при всём при этом есть что-то в книгах пера Сапарова, отличающее их от совсем уж запредельных макулатурщиков. И я, каюсь, даже не могу сформулировать что именно. Вот книжки Корчевского отбрасываешь с негодованием, мол, как такую графомань в печать пропускают, а Сапарова дочитываешь. То ли редкие эпизодики с юмором живость привносят. То ли редкие, но столь милые и душевные моменты как, например, сватовство за мастера линз Кузьму. То ли ещё что. То ли всеми этими мелочами вместе. Но факт - этот "царев врач", халтура та ещё, всё же чем-то цепляет.

Комментарии


Людям с критическим складом ума можно смело походить мимо, ибо сам не хуже их понимаю, что ГГ окончил бы свои дни очень печально и очень быстро после самого факта попаданчества в реальный 16-й век. Ведь, не будучи филологом, специализирующемся на тамошнем языке, объясняться с окружающими он просто не смог бы. Вот главная натяжка, спустя 2/3 книги признанная автором, если конечно не обращать внимание на переселение души в обратном времени, возможность чего современная наука всячески отрицает. Пока :)
Это отнюдь не единственные шероховатости сюжета, есть и несколько откровенных ляпов, кои внимательный читатель и слушатель непременно отметит и посмеётся. Но всё же есть нечто в книге, ради чего можно простить их и разбросанные щедрой рукой по кустам рояли. Мы привыкли смотреть на исторические события, или в данном случае на исторические мифы, которые под видом реальной истории нам преподавали в школе, глазами наших современников. А в данной книге наш современник становится участником тех давних событий и постепенно начинает переосмысливать происходящее с точки зрения как раз участника. И получается, что Грозный царь не такой уж грозный, что сына своего вопреки картине Репина не убивал, что опричнина была оправдана казнокрадством и предательством местной элиты - бояр, да и жертв было на порядок меньше в сравнении с правителями "просвещённой" Европы. А Ivan the Terrible™ это лихо сварганенное и не менее лихо внедрённое западниками в отечественную историю и в наши головы предвзятое отношение к истории наших предков.
Это из предисловия к моей аудиокниге.


Не могу спорить, вы в принципе всё верно говорите. Дело в другом, мои претензии к книге на другом постулате основаны. А именно - тупо развлекательная книга должна развлекать. Поясню.
Любому более-менее образованному человеку всё сказанное вами понятно - и поговорить он бы не смог, и ляпов до задницы. Но это - не беда. Ведь все эти попаданцы - не продуманное историческое чтение, не продуманная альтернативка, а тупо развлекалово. И оно должно развлекать. Качественно развлекать, чтобы не было обидно за потраченное время и уплаченные за книгу деньги. И потому - пофигу в каком году погоны вместо лычек ввели, пофигу по какой именно причине и сколько человек на кол посадили. Для этого есть труды историков. А вот когда развлекательная книга убога языком и сюжетом, когда ляпы не исторические, а логические, когда персонажи картонные, когда купил с собой в дорогу литературное произведение, а читаешь нечто более плохо написанное, чем сам в школе писал.... Вот такое - выбешивает. И даже не столько авторов винишь, сколько редактора, который подписал это в печать и за деньги в итоге нам продал.
Так что мои претензии не из-за моего критического склада ума (как вы начали свой комментарий), а в недовольстве данной книгой как развлекательной литературой. Вот с какой позиции я критику свою писАл. А "исторические" ляпы когда поминаю - это уж для кучи. Как не отметить, если они есть ))


Согласен с вами полностью. У вас лишь одна маленькая неточность закралась. У издательств вообще нет редакторов, они упразднены, как мне кажется, из банальной экономии. Поэтому грамотный литературный язык в современной литературе находится на уровне автора, в этом вся беда. С текстом на предмет сюжетных ляпов и корректуры никто не работает. И пока издательства не поймут, что выгодно иметь в своём штате профессионалов такого рода, мы будем иметь литературу соответственного качества. Бухгалтерский подход в любом деле вредит качеству, потому что его задача не решить проблему, а сэкономить. 90-е нам в этом сильно навредили, и не только в литературе.