Больше рецензий

Villi_Lapsi

Эксперт

Are you drifting way beyond what’s normal? (c)

23 сентября 2017 г. 21:15

924

0.5 Мартин – не Кассандра Клэр, но стремится

Раньше я обходила и сериал и книгу стороной, так как была наслышана, что там много жестокости и секса – я этого в книгах не люблю. Тем не менее, я искала, что бы ещё из фэнтези почитать необычного, для возраста постарше уже. Вспомнила про этот цикл и стала читать сначала про него. Его характеризовали как психологический роман. А это то, чего мне и хотелось: конфликтов, переживаний, сложных психологических портретов, сложных персонажей – я ничего этого здесь не увидела. Конфликтов нет. Есть зачатки чего-то, но это не развивается, так как участники умирают. Вообще, всё развивается по схеме: пришёл, мечом помахал, умер. Казалось бы, столько тем для конфликтов: и Визерис и Дейнерис, и Джон, Теон и Робб, и Квентин и Арианна, и Станнис и Ренли и т. д. Но что в итоге? Визериса почти и нету как-то, он быстро умер, потом Дейнерис только что-то вспоминает про него, Ренли тоже быстро умер, не успев раскрыться – в сериале его было гораздо больше, он был как-то более запоминающимся. Возможно, за счёт Лораса. Суть в том, что без сериала это вообще бы не проканало. В книге опять-таки: вот есть Ренли, он что-то там сказал, пару раз улыбнулся и умер. Потом оказалось, что это его убила магия красной жрицы и Станниса. То есть брат убил брата. И потом Ренли снится Станнису. Всё. Где конфликт? Где какое-то развитие… Или это интересно? Мне было бы интереснее читать, как люди решают свои проблемы, как они ссорятся, мирятся, балансируют на грани дозволенного, но именно балансируют, а не преступают все мыслимые и немыслимые законы человечности. Такое ощущение, что способ решения конфликта – это убийство. Нет человека – нет проблемы. Мне было бы интересно посмотреть, как развивались бы отношения у Робба и Теона после захвата Винтерфелла. Я понимаю, что мир придуман настолько уродливый, что там только казнью всё и решается. Но я бы писала не так. Мне бы хотелось, чтобы Робб же Теона и спас в итоге, несмотря на всё, и чтобы он его простил. Но увы: Робб убит, а Теон доведён пытками до состояния овоща. Что в этом интересного, опять-таки?
Грубо говоря, книги я делю на две категории: для удовольствия и поучительные. Вопрос: к какой из этих категорий относится плио? Ответ: ни к какой. Удовольствия тут испытывать не от чего, остаётся смысл. Есть ли он? В чём он? Может, последние две книги из серии что-то решат, пока я его не вижу.
На первых порах, когда я читала первые книги из цикла в первый раз, меня ещё охватывал гнев, возмущение по поводу судеб некоторых героев, но сейчас я читаю это всё как бред шизанутого и не более.
Фаны данной «эпопеи» считают это чтивом для взрослых. Я считаю это чтивом для усталых детей-стариков. Как хорошо выразился один из участников одного из форумов: «Мартин – усталый циник и пишет для усталых, замученных жизнью детей, которые выросли, но взрослыми так и не стали».
Если кто думает, что, называя их детьми, я располагаю к ним хоть какой-то снисходительностью - не-а - только презрением.
А именно, что я имею в виду? «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер» - это для детей? Да. Но также это книги, которые не грех перечитать и во взрослом возрасте. Как писал Клайв Льюис: «Но придёт время, и ты уже станешь настолько взрослой, что снова захочешь читать сказки».
Есть книги средние, такие, как вот «Песнь льда и огня» или «Орудия смерти». Их ЦА (целевая аудитория) – люди, которые считают себя взрослыми, которые считают, что доросли до взрослого чтива, а взрослое чтиво по их мнению – это там, где насилие и секс, а не вот эти вот ваши эльфы и сказочки добрые.
А есть чтение для взрослых. Притом здесь имеется в виду не возраст, а состояние ума. Для взрослых умом, но юных душой. Это и Ремарк, и Толкиен, и Диккенс (это сугубо мой список, для каждого он свой), и Пратчетт. Вот как Пратчетт решает нравственные проблемы: к примеру, в книге «Финт» у него фигурирует такой герой, как Суинни Тодд. Суинни Тодд – это демон-убийца английского городского фольклора. Но в романе Пратчетта главный герой решает, что он не злодей, и что он не виноват. Что до такого состояния его довели ужасы войны. Тогда он решает на свои деньги содержать его в психиатрической клинике. Зная о репутации больницы он также проверяет и условия содержания больного. Вот это решение по-взрослому. Притом эту книгу можно читать в любом возрасте. А всех убить, всех казнить – это какой-то подростковый максимализм. Вот «Песнь льда и огня» - это как раз для таких людей. Которые любят погнуть пальцы, похвалиться, что они читают серьёзную литературу, а вы тут ничего не понимаете вообще в жизни. Ну это детский сад. Потому что взрослый человек может читать всё. Он может читать «Таймлесс», и ему будет плевать на то, что это «ваниль для 16-летних». Разве взрослых людей интересует, что окружающие думают о его вкусах в чтении? Так вот, «ПЛиО» - это не для взрослых. Это иллюзия. Это для усталых циников, которые душой состарились, а умом ещё дети.
Поэтому, можете читать свои песни, где всех убивают и это круто, а мне больше по душе Толкиен, где убивать врагов кроме как на поле боя – значит замарать свою честь, мне по душе Гарри Поттер, который спасает из пожара Малфоя.

В чём смысл этого несусветного бреда? Как и в случае с «Орудиями смерти», я надеялась на какое-то подобие смысла. Книга Мартина ещё недописана, но что-то всё больше подозрений, что в итоге гора родит мышь, если она вообще что-то родит. Хотелось бы ошибаться, но чем дальше в лес, тем меньше надежд на что-то внятное. Лично мне хотелось бы, чтобы человечество проиграло. Это было бы хотя бы назидательно. Но по словам Мартина, такой концовки не будет. Он говорит, что его концовка будет горько-сладкой. Не знаю, как она может стать сладкой, разве что это будет сладость гноя.

Ближе к тексту

Дейенерис наконец-то своим умом дошла до того, что ей необходим политический брак. Собственно, по ходу всей пьесы она претворяет в жизнь то, что ей рассказывал Визерис.
Вообще, она постоянно вспоминает, что он ей рассказывал, и думает, что бы сделал он в той или иной ситуации. Честно говоря, это бесит. Если не скорбеть, так пусть бы вообще не вспоминала лучше, чем так.
картинка Villi_Lapsi

Иллирио тем временем нашёл себе нового Таргариена. Где он только их вылавливает? Говорят, это сын Рейегара, которого удалось спасти от смерти, он законный наследник Железного Трона. Если это, конечно, он. Всю жизнь он прожил в изгнании, скрывал своё происхождение и красил волосы в синий цвет.
юный грифф

— Прошу прощения, ваше высочество, но ваш король заперт. Еще четыре хода, и ему смерть.
— Но мой дракон… — уставился на доску молодой Грифф.
— …слишком далеко, чтобы спасти вас. Надо было бросить его в самую гущу боя.
— Но ты сам сказал…
— Я солгал. Не верьте никому и держите дракона близко.
Принц, вскочив, перевернул доску. Фигуры запрыгали по всей палубе.
— Собери их, — приказал Эйегон.
Может, он и вправду Таргариен.


Ну что ж, пока я болею за этого претендента. Очень уж хотелось бы увидеть рожу Дейнерис, когда она узнает, что она больше не законная наследница железного трона и все её усилия пошли дракону под хвост. Ведь не пойдёт же она войной на родного племянника? Ну ведь нет же?

Женщина, потопившая в крови несколько городов ради освобождения совершенно чужих ей невольников, едва ли бросит в беде сына родного брата.


Да ну? Да ну, да ну ладно!

— Я солгал.


А, ну тогда ладно.

Тирион всё задаётся вопросом: куда отправляются все шлюхи? Подумал-подумал и поехал в Миэрин. Нет, серьёзно, так всё и было!

Тирион, наверное, вел бы себя точно так же, если бы в Миэрине его ждала Тиша.
Может, как раз туда и отправляются шлюхи?


А в Миэрине Дейнерис живёт. Это смешно.

«Булыжник под ногами коня уступил место дьяволовой траве, трава сменилась грязью цвета детского поноса» - Боже, какой язык, восторг!
«И этот запах, висящий в жарком и влажном воздухе. В нем переплелись цветы, рыба и вроде бы слоновий навоз. Ароматы сладости, земли, мертвечины и гнили. — Этот город пахнет, как старая шлюха» - Что за дивное место

Главы с Теоном мне напоминают фанфики извращённых девочек-малолеток, которые решили попробовать себя в садо-мазо. Только вопрос, почему одно г**но читается на фикбуке такими же, как они, а другое почему-то публикуется миллионными тиражами и читается по всему миру? Я тоже могу такое писать. Но не буду.
Вообще, выгребают больше всего почему-то люди, которые согрешили меньше всего, а имбецилы вроде Дэни и Тириона почему-то живы, и всё у них в порядке. И где смысл? В чём смысл? В том, что побеждают чудовища?
И вообще, я лучше напишу фанфик, в котором Теон будет повелевать кракенами (Кракарис!)
И плевать, что Дж. Мартин против фанфиков. Точнее, не плевать, а наоборот, только ещё больше хочется их писать и читать после его слов. Ему на зло. Какое-то утончённое удовольствие я испытываю от этого.
Да и вообще, пошёл он.
В общем, из канона я выжала всё, что возможно, но свой вариант мне нравится больше.

картинка Villi_Lapsi