Больше рецензий

26 сентября 2017 г. 17:21

602

4

Цикл вполне мог бы сойти за антиутопию для подростков, если бы общественному мироустройству уделялось больше внимания. Не хватает сведений о том, что случилось после падения нашей, нефтяной, цивилизации «ржавников»: как появилось высокотехнологичное общество тунеядцев, где вроде никто не работает, а все блага имеются. В трилогии мы имеем дело уже с конечным результатом. Социальной стабильности удалось достичь благодаря отказу от самостоятельного мышления в обмен на внешнюю среднестатистическую красоту и возможность сибаритствовать. В дальнейшем выясняется, что не все хотят быть покорными овечками: нужны пастыри, которые будут управлять отарой и обладать свободой воли, обязательно появятся «паршивые овцы» – оппозиционеры, смотрящие на мир иначе. Утопичный мир красотомыслия оказывается не таким радужным. При этом автор не идеализирует ни общественную, ни индивидуальную свободу. Общество ржавников погрязло в конфликтах и экологических проблемах. Выбор человека может вести к негативным результатам (в этом отношении показательна история Тэлли и Зейна). Свобода неотделима от ответственности за последствия.
В большей мере, чем миропорядок автора интересуют поиски человеком своей индивидуальности в мире одинаковости и навязанных шаблонов. Главная героиня побывала и уродкой, и красоткой, и сверхчеловеком, раз за разом обретая самость. В историю ее психологического развития удачно вписался даже, казалось бы, банальный любовный треугольник. Каждый из двух возлюбленных Тэлли изменил ее видение мира и сюжетно уместен – никакой надуманной сентиментальности («если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…») и конкурентной борьбы за героиню. Финал истории правдив, а потому безрадостен: слишком высокую цену приходится платить за возможность быть собой.

Комментарии


Мир как раз очень хорошо прописан ровно настолько, чтобы не давать рецептов. Тунеядцы - только молодежь. За кадром остаются работающие взрослые. Ясно-понятно, что львиную долю делают машины, а люди только их контролируют. Если бы Вестерфельд ударился в долгое мироустройство, не влияющее на сюжет, подростки быть читать не стали.