Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2017 г. 09:48

506

3.5

Каждая маленькая девочка мечтает ̶о̶ ̶б̶о̶л̶ь̶ш̶о̶й̶ ̶л̶ю̶б̶в̶и̶ стать ведьмой! Ведь так заманчиво уметь превращать своих недругов в лягушек. Ну, или хотя бы насылать на них время от времени несварение желудка. Короче, во-первых, быть уникальной, а во-вторых, быть сильной, сильнее других, и чтобы все об этом знали. Желание неожиданно оказаться ведьмой сохраняется и в более взрослом возрасте. А вдруг… Этим желанием успешно спекулируют современные писатели в жанре фэнтези. Фэнтези, а не магического реализма, господин Грэм Джойс. Или получается непонятно что, как с «Темной сестрой».

Жила-была Мэгги, примерная жена-домохозяйка и мама двух пока маленьких детей. Муж ее, Алекс, архитектор и ходок: то с одной интрижку заведет, то с другой. Так, ничего серьезного. Но вот жене его даже на курсы какие-нибудь пойти нельзя. Зачем? Пусть домом занимается. Она и занималась, безропотная и недалекая. И было так до тех пор, пока не нашли они старинный дневник бывшей обитательницы их жилплощади. Тогда с Мэгги начали происходить удивительные вещи, а мужу ее стало ох как не сладко.

Сюжет интригующий, планов несколько, герои прописаны хорошо. Чего же не хватает книге? Многого. Если берешь популярную сегодня тему, сравнения будут неизбежны. И Грэм Джойс со своей «Темной сестрой» абсолютно все сравнения проигрывает. Он не выписывает принципиально новый мир, не поражает воображение приключениями героини, оставаясь в рамках своего жанра, но и достаточной жизненности нет. Еще и герои бесят. Ужасный Алекс, самовлюбленный попугай; сама Мэгги, мечущаяся и зыбкая; второстепенные герои, вполне жизненные, однако малоприятные личности. Главное, обычно Джойсу удавалось сохранить равновесие между реальностью и допустимой долей (всего лишь долей!) магии. Здесь граница была нарушена в пользу волшебства, но читатель не получил (и не мог получить) необходимого количества фэнтезийности. Из реального – сюжетная линия развития отношений между Алексом и Мэгги под названием «когда брак висит на волоске». Однако и эта линия тоже провальная, на мой взгляд. Оба персонажа старательно уничтожают все те теплые чувства, что их могут связывать. С поразительной изобретательностью и мстительностью изощрённых сиамских кошек они исправно гадят друг другу в душу. И все-таки, говорит автор, они любят друг друга. Не знаю, к чему тогда были некоторые дополнительные сцены, помогающие лучше понять характер Алекса: самовлюбленного и недалекого человека, безосновательно полагающего, что мир просто обязан вращаться вокруг него. Зачем он Мэгги? Ничего ведь не меняется. Нет, Джойс пытается сказать, что все стали терпимей и лучше друг к другу, но это очевидная ложь.

Магический реализм довольно странный жанр, одновременно дающий свободу писателю и сковывающий его по рукам и ногам: туда не ходи, там фэнтези пахнет; сюда не ходи, в фантастику угодишь; прямо не ходи, реальностью увлечешься. Но Джойс не новичок, бывалый автор, поэтому его промахи особенно видны. «Темная сестра» не получилась. Она намного фэнтезийней, чем должна была бы быть. Она недостаточно реальна, чтобы соответствовать привычному стилю Джойса. Однако если убрать магическую составляющую или хотя бы уменьшить ее, тогда ничего не останется вовсе, потому что основной сюжет как будто написан по заказу и цель его – воссоединять семьи. «Старый муж лучше новых двух», - кричит нам со страниц старина Джойс. Возможно, это как-то связано с его личной жизнью, но уж точно не имеет ничего общего с достойной литературой, к которой можно отнести его прошлые произведения. Поэтому читателю остается поступить, как полагается воспитанному человеку: сделать вид, что он этого не читал. В честь прошлых и, надеюсь, будущих заслуг Грэма Джойса.