Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2017 г. 04:28

876

4 Не все так просто с добродетелью...

-Все люди хотят жить счастливо...но смутно представляют себе, в чем заключается счастье. Прежде всего мы должны наметить цель своих стремлений, выбрать средства к скорейшему достижению ее, а потом уже в пути, будем соображать, как велика наша ежедневная успешность, насколько мы приблизились к идеалу.
-Пока мы суетливо бродим без проводника, прислушиваясь к шумихе вздорных криков, манящих к разным соблазнам, жизнь пропадает даром среди заблуждений...нам нужен опытный проводник.
Величайшие беды причиняет нам то, что мы сообразуемся с молвой...живем не так, как требует разум, а так, как живут другие....Никто не заблуждается во вред себе, но бывает причиною и виновником чужого заблуждения.
Когда возникает вопрос о смысле жизни-люди всегда верят другим; мы склонны более верить, чем рассуждать... погибаем жертвой чужих примеров. Мы спасемся,если отрешимся от стадного чувства. Одно и то же мы то одобряем, то отвергаем. Так бывает со всяким приговором,опирающимся на большинство мнений. Одобрение толпы-доказательство полной несостоятельности.
Правильный вопрос: какой образ действий наиболее достоин человека, способного к обладанию вечным счастьем?Постараемся найти действительное, постоянное и тем более привлекательное благо, чем глубже оно таится в душе. Найти легко-только протяни руку. Я разделяю мнение стоиков:-Живи сообразно с природой вещей.
-Жизнь- счастлива,если согласуется со своей природой,если человек обладает здравым умом;если дух его энергичен,благороден, мужественен и вынослив;если он,не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей;если интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них;наконец, умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом. Вот источник постоянного спокойствия и свободы ввиду устранения всяких поводов к раздражению и страху.
Вместо удовольствий, ничтожных, мимолетных и мерзких и вредных наслаждений-наступает сильная и постоянная радость, мир и гармония духа, величие, соединенное с кротостью.
А что мешает сказать, что единственное благо-нравственное достоинство и единственное зло-порочность?
Можно и так: -Высшее благо заключается в способности презирать превратности судьбы и удовлетворяться добродетелью.
Поставь себя в независимое положение от удовольствий и страданий...будь равнодушен к судьбе...С исчезновение страхов наступает радость и просветление духа. И раз я расщедрился на определения, вот еще одно: - Счастливый тот, кто ,благодаря разуму,не ощущает ни страстного желания, ни страха. ...Счастье основывается на разумном суждении и знании истины. Без здравого ума никто не бывает счастлив.
- Никто из смертных, будь у него капля человеческого достоинства,не пожелает день и ночь метаться в судорогах страсти и, забыв о душе, жить интересами только плоти. ..Добродетель встретишь в храме и на форуме, она защищает городские стены; удовольствие шныряет около бань и ищет мрака, оно изнежено, от него пахнет вином и благовонной мазью, оно бледно или нарумянено, на нем следы косметических средств. Оно приходит быстро,затем наступает отвращение и -апатия. Высшее благо не вызывает ни пресыщения, ни раскаяния. Добродетели будут сосредоточены там, где царят согласие, единство и духовная уравновешенность.
-А разве от добродетели ты не ожидаешь удовольствия?
- Ты увлекаешься удовольствиями, я отношусь сдержанно;ты-наслаждаешься ими, я только пользуюсь;у эпикурейца оно-высшее благо, для стоика- даже не благо; ты ради удовольствия сделаешь все, я-ничего!
- Те, которые утопают сейчас в удовольствиях,ждет страдание: то, чему они радуются, не есть Благо. Глупцы,переживающие большие удовольствия, лишены всякого тягостного чувства. но-лишены и здравого ума....они сумасбродствуют весело, выражая свое безумие хохотом...затем теряют стыд перед грехом-единственным благом в порочной жизни....хвастают своей порочностью, восхваляя то, что раньше заставляло их краснеть.. А раз позорное безделье удостоилось почетного названия, невозможно и
нравственное возрождение молодежи.
Пагубно прославление удовольствий:благородные принципы проповеди остаются незамеченными, а соблазнительная часть бросается в глаза....Горе в том, что такой человек, называет счастьем беспечную праздность и чередующееся с развратом обжорство...
Если тебе так нравится сочетать добродетель с удовольствием, если угодно идти к счастью в сопровождении этой четы-пусть предшествует добро, а удовольствие сопутствует, увиваясь как тень, около тела. Отдавать добродетель- величайшую в мире святыню в прислужницы удовольствию-признак полного убожества духа.
Люди захватываются удовольствиями, а не распоряжаются ими. Люди жалки, если лишаются удовольствий, но еще более жалки, если утопают в них. Человек, увлекаемый удовольствиями,относится с пренебрежением ко всему остальному и перестает дорожить своей свободой, жертвуя ею в угоду страстям или чреву. Не он покупает себе удовольствие, а удовольствие закабаляет его.
Итак,добродетель указывает тебе: ты должен остаться непоколебимым при встрече со злом, которым сопровождается добродетель; по мере сил ты должен уподобляться Богу.r20-red.png
И все же-как ни велика успешность стремящегося к добродетели, он все же нуждается в некоторой снисходительности судьбы, пока подвизается на земном поприще. Можно и меня ведь укорить:- Почему ты считаешь деньги необходимой принадлежностью, принимаешь к сердцу материальные потери,дорожишь добрым именем, льешь слезы при известии о смерти жены или друга?Почему слишком изящна твоя утварь?К чему эта распланировка дома?Почему есть у тебя заморские владения?Почему жена твоя носит серьги, составляющие состояние целой семьи?
Отвечу:- я не ставлю целью достигнуть полного совершенства, хочу только быть лучше дурных. Я удовлетворяюсь тем, что ежедневно освобождаюсь от порока, укоряю себя за ошибки. Я не достиг здравомыслия и даже не достигну его...Но несмотря на слабость моих ног, в сравнении с вами я - скороход..
О добродетели, а не о себе говорю, и ,вставая против пороков, имею прежде ввиду собственные. Если философы не всегда поступают так как говорят, то все-таки приносят пользу тем, что намечают нравственные идеалы. А если бы еще действовали в соответствии со своими идеалами, никого бы не было счастливее их. Если ты муж- уважай людей,решающихся на великие дела-даже в случае их падения.
Кстати,в богатстве мудрец найдет больше средств к духовному развитию, чем в бедности...Со слабым здоровьем он будет мириться, желательным же будет признать цветущее.
-В моих глазах богатство имеет некоторое значение. в твоих-величественное:-Я-господин богатства, ты-раб его.
Перестань же требовать от философов безденежья, никто не обрекает мудрость на бедность. Мудрец не вышвырнет богатство из своего дома. Его карман будет доступен, но не дыряв. Он будет дарить...Что, навострили уши? ...Будет дарить хорошим людям или тем, кого сможет сделать таковыми. Случай благотворительности предоставляется везде, где только есть человек.
И все же: я не считаю богатства благом. Будь оно таковым, оно облагораживало бы людей...

-