Больше рецензий

19 ноября 2017 г. 14:19

914

4

Дело было вечером, делать было нечего, поэтому я решила… Именно так должна была бы начинаться выбор следующей книги после прочтения «Черного принца» Мердок. Но нет. Меня заинтересовал вопрос: действительно ли создание атмосферы нереальности происходящего, которая захватила меня в упомянутом произведении, является частью стиля автора или нет? И вот, после взвешивания всех за и против, мой выбор остановился на «Время ангелов», который вызывал у меня такие же проблемы с оцениванием (теперь это можно назвать фишкой автора номер один). Но не буду углубляться в сравнивание, а просто сосредоточу своё внимание на «Ангелах».

Разложим всё на составляющие и посмотрим, что у нас получится на выходе. Итак, мы имеем: атмосфера закрытого и оторванного мира от реальности (вполне обоснованного, между прочим) – раз. Скелеты в шкафах и сложности взаимоотношений между членами семьи – два. Драматическая развязка – три. Вполне неплохой набор, уже достойный того, чтобы на него обратили внимание. И, в принципе, он себя оправдал и в этот раз.

Мердок жонглирует разными видами любви и привязанностями, переставляя героев в каком-то хаотичном порядке, то обрывая очередной номер на середине, то продолжая его снова. И именно это мне и стало интересным. Т.е., по сути, после прочтение больше всего мне захотелось выписать всевозможные сочетания пар и начать разбирать их взаимоотношения, потому что фишка автора номер два: четких ответов на вопросы вы не получите, что уже прекрасно само по себе. Ведь гораздо интереснее докапываться самому, принимая участие и взаимодействие с героями, чем просто прочитать голый текст, получив готовые выводы.

Персонажи не вызвали во мне бури эмоции, но, как мне кажется, и не должны были. Атмосфера самого произведения настолько серая и мутная, что любые повороты сюжета сопровождаются какой-то неизбежностью (фишка номер три), как, в прочем, и отношения всех героев. И мне остается лишь догадываться, а понимала ли сама Мердок мотивы выдуманных ею людей или всего лишь следовала необъяснимому нечто, зная лишь то, что всё закончится и поломается. Я больше склоняюсь ко второму варианту, особенно после прочтения статьи о том, что писательница в своих письмах к другу упоминала такие слова

«Что до 'счастья', mon dieu, то это слово я исключила из своего словаря».


И была одна вещь, которая заставила меня немного удивиться – тема гомосексуализма (фишка автора номер четыре). Она не выводится на первый план и даже на второй, а вскользь упоминается, сопровождая героев из книги в книгу. Но не будем об этом больше.

В целом, могу сказать, что произведение мне понравилось, не смотря на всю атмосферу и развитие сюжета. Думаю, что именно его, возможно, со временем я перечитаю, чтобы ещё раз углубиться в это жонглирование человеческими чувствами и эмоциями. А уж знакомство с творчеством Мердок продолжу точно, но уже после небольшого перерыва и нескольких глотков свежего воздуха от прочтения других произведений.