Больше рецензий

inoy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2017 г. 17:33

1K

3.5 Не спи – пираха придут по твою душу!

Живут в Бразилии пираха. Индейцы живут на реке Маиси. Маиси приток Мармелуса. Впадает Мармелус в Мадейру. Мадейра - приток Амазонки. В джунглях скрываются ягуары. Водятся в реке анаконды. Крокодилы выходят на берег. Кайман есть крокодил.

Сидит кайман на тропе. Этот крокодил сидит на тропе. Пираха видит каймана. Миссионер не видит каймана. Пираха видит каймана. Не видит миссионер каймана. Смеется пираха. Не видит миссионер каймана!

Пираха бьет каймана. Небольшой кайман. Миссионер увидел каймана. Мертвый кайман лежит. Быстрый пираха! Ударил каймана палкой. Кайман с густым мехом.

Миссионер благодарит пираха. Пираха не двигает глаза. Зоркий глаз у пираха! Пираха охотятся в джунглях! Пираха ловят рыбу! Пираха говорят с духами! Пираха довольны жизнью!

***

Это история протестантского миссионера, который в 25 лет поселился среди индейцев, чтобы изучить язык Пираха и перевести на него Евангелие. С собой он привез жену и троих детей. Очень дальновидный поступок, если учесть, что девочкам - 4 и 7 лет, а мальчику – один годик.

Миссионер встает каждое утро в пол шестого, натаскивает полста галлонов воды, готовит завтрак, потом работает с индейцами – составляет словарь, изучает грамматические конструкции. Как и положено протестантскому миссионеру он не молится, не постится, не причащается (протестанты не верят в церковные таинства), не ходит на богослужения (у индейцев нет храмов). Наш миссионер верит в Книгу. Вся надежда на Нее. Когда будет сделан перевод, то сила слов, заключенных в Евангелии, поразит простодушных индейцев, пребывающих в невежестве. Они несомненно уверуют.

Пираха оказываются прелюбопытным народцем. Они верят только в то, что видят или в то, что видел рассказчик своими глазами. Они не воспринимают историй, переданных через третьи руки. Их память о прошлом ограничена тем, что было в жизни их предков, которых они лично знали. Будущего для них нет. Они ничего не планируют, не запасают еду, не делают надежных лодок, а живут в вечно текущем настоящем. Спят урывками, от пятнадцати минут до двух часов за один раз и когда расстаются на ночь, вместо прощания напоминают: Не спи – кругом змеи! У пираха есть семьи, но нравы приближаются к современным - пары без проблем расстаются, изменяют друг другу и снова сходятся. Бывают близкородственные браки, инцесты, первобытная педофилия и прочее. При всей первобытности их жизни пираха производят впечатление людей счастливых и отзывчивых…

Наш миссионер трудолюбив. Он начитывает переведенное Евангелие на магнитофон и заставляет пираха слушать его. Им это быстро надоедает, и они говорят миссионеру в лицо: Пираха не хотят жить как американцы. Мы не хотим Иисуса!

- Но я приехал к вам рассказать об Иисусе!

- Мы знаем, ты нам нравишься. Ты можешь оставаться. Но мы не хотим Иисуса.

Миссионер ошарашен, у него начинается кризис веры. Проходит немного времени, и он понимает, что образ жизни пираха привлекает его больше, чем религиозные догмы. Он признается, что больше не верит в Бога. Он теперь - атеист!

Субъективный взгляд на одну провалившуюся миссию.
Можно легко объяснить этот неудачный опыт с точки зрения психологии, богословия и сектоведения. Сказать, что общение индейцев с духами подпадает под определение демоноообщения. Можно поставить вопрос, который обошел автор - о происхождении запретов у пираха на обсуждение вещей, выходящих за пределы непосредственно воспринимаемого. Уж очень интересным видится наличие такого табу в их культуре – не иначе как без духов здесь не обошлось. Можно говорить об отличии рассудочной веры от «живой» веры и т. д.

Но мне неожиданно вспомнилась одна давняя история, когда я был бледнолицым «индейцем» и верил во все подряд, в том числе духов. Как-то я ехал за рулем и остановился на перекрестке. Внезапно в машине, которая встала за мной, залаяла собака, а потом раздался жалобный душераздирающий вой, словно животное резали чем-то острым. Мне щедро плеснуло адреналином в кровь - я словно изготовился драться. В собачьем крике была такая боль и просьба о помощи, что первой моей реакцией было выскочить из машины и бежать на помощь. Но я тут же подавил в себе этот порыв – куда бежать? Зачем мне неприятности на ровном месте? Из-за какой-то собаки!?

Я еще десять секунд слышал затихающий скулеж, потом передвинул рычаг коробки передач и поехал, не оглядываясь назад. Мы разъехались в разные стороны, а я так и не узнал, что происходило за тонированными стеклами красного фольксвагена. Но чувствовал я себя изрядным подлецом. Я не был верующим человеком в полном смысле этого слова - да мне и плевать было на это, ведь я понимал, что никакими способами не смогу оправдать свою слабость. Это был мой грех, ясный и прямой как стрела, хотя в таких категориях я тогда не мыслил.

Так вот и в жизни нашего миссионера Дэниела Эверетта случилось нечто подобное. Пираха - люди самостоятельные и местами суровые. У них принято самим заботиться о себе и не заморачиваться, если кто-то умирает рядом. Женщины у них рожают в одиночку, часто просто зайдя в воду. Предыдущий миссионер рассказывал Эверетту, как одна индеанка пыталась родить, и плод не мог выйти. Она кричала на всю деревню, просила помощи, но никто не тронулся с места. Миссионер хотел помочь роженице, но ему сказали что-то вроде: Что ты дергаешься, она же зовет не тебя! И тот покорно подчинился индейцам. В общем, индеанка умерла вместе с ребенком. Но это все предыстория, а вот другой случай произошел уже с самим Эвереттом. Одна девочка из племени осталась сиротой и была тяжко больна, но стараниями Эверетта пошла на поправку. Однако, пираха с самого начала были уверены, что она не жилец. Когда наш герой удалился с женой из дома, пираха взяли девочку и хладнокровно влили ей в рот лошадиную дозу спиртного. Девочка, тут же умерла. Эверетт, конечно, был убит горем. Но довольно быстро «воскрес» и признал житейскую мудрость индейцев. Ведь девочка – не жилец! А пираха никогда не ошибаются. Онижедети! Дети природы.

И вот что я подумал. Если у меня та собака вызвала такое острое чувство вины, то, как же Эверетт сумел так легко подавить свои чувства, когда дело касалось целой девочки? Моя собака выла секунд пятнадцать и мне было тошно так, что хотелось блевать. А его собак... девочка, которую он упорно выхаживал, умерла почти, что у него на руках! Не подумайте, что я осуждаю и бью себя в грудь, мол, я лучше, я другой. По человеческому счету Эверетт много лет геройски жил в джунглях - с ядовитыми зверушками, без теплых санузлов и с мерзкими кровососами повсюду (я про насекомых). Я так бы не смог! Конечно, его можно и даже нужно оправдать, ведь у него стокгольмский синдром, «в джунглях все видится по-другому», «не суди, да не судим будешь» и пр. Понятно… Но!

Мне, кажется, что в этой истории заключена кульминация всей его миссии. Если в тебе нет веры, если ты не готов отстаивать применимость Божиих заповедей в любом месте и в любое время, если ты считаешь, что заповеди не «работают» у туземцев, то куда же ты суешься к целому племени обращать его к Богу? Какими силами? Какими словами? С помощью чего!?

Главный герой понадеялся, что Библия все сделает за него. Но если вспомнить успешные истории обращения ко Христу туземных племен, например, зырян, пермяков, алеутов, алтайцев (это что касается РПЦ), то люди обращались ко Христу потому, что святые проповедники не боялись идти на конфликт с туземными нравами и обычаями, всегда и везде поступали по заповедям Христовым. Они демонстрировали бесстрашие, упование на Бога, терпение в скорбях, бескорыстие, милосердие, любовь, вступались за обиженных, спасали людей от смерти, не страшились угроз и мести.

Наш миссионер своим непротивлением злу оправдал пираха, согласился с тем, что в индейском племени убийство или неоказание помощи оправдано и культурно обусловлено. И тем самым отрекся в душе от того, во что верил. Конечно, можно ему посочувствовать - ну не устраивать же ему вендетту!? Конечно, нет! Но он мог хотя бы не оправдывать их в душе! Если ты не способен исполнять заповеди Божии среди аборигенов, ставя заповеди во главу угла, то ты уже не миссионер. Если так случилось, то осталось посыпать голову пеплом, сложить вещички и убраться восвояси. Наш герой предпочел жить, как ни в чем не бывало, считал себя христианином, когда вера в нем уже умерла. Ее, наверное, можно было воскресить покаянием, но наш герой избрал другой путь. Его право.

А на все эти теории о рекурсии, влиянии культуры на язык и прочую красивую высокоумную муть – плевать! Что они могут дать человеку, если не научат его быть человеком? Ах, да, как сказал автор – пираха сделали меня свободномыслящим атеистом! Конечно, ведь для эвтаназии маленькой девочки обязательно нужно свободомыслие. В этом отношении цивилизованный мир стремительно догоняет амазонских индейцев.

Комментарии


Спасибо за дельную рецензию!
Кстати, еще немного, и Эверетт станет единственным аутентичным пирахом, поскольку до племени добралось правительство страны.


Благодарю!