Больше рецензий

sleits

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 ноября 2017 г. 12:14

423

5

Об этой книге я узнала совершенно случайно, хотя и была уже знакома с творчеством перуанского писателя нобелевского лауреата Марио Варгаса Льосы. В книге по писательскому мастерству "Литературный талант. Как написать бестселлер" Михаила Ахманова постоянно цитировались отрывки из "Писем молодому романисту", что привело к тому, что книгу Ахманова я отложила и взялась за "Письма". Это оказалась, на мой взгляд, одна из самых лучших книг для начинающих (и не только) писателей, а также для читателей, которые хотят лучше понимать "устройство" книг. "Письма молодому романисту" попадает в список самых важных для меня книг, и я сразу же собираюсь ее перечитывать. Это одна из тех книг, которые хочется законспектировать, твердо закрепить в голове, перечитать все упомянутые в книге произведения, а потом ещё раз перечитать книгу с новыми знаниями. Но удивительно то, что в таком небольшой объёме произведения поместилось такое огромное количество важной и бесценной информации. И к тому же книга написана не какими-то малоизвестным литератором-теоретиком, а настоящим художником слова, что делает его размышления (это в первую очередь размышления писателя, а не советы) особенно ценными.

"Я попытался рассказать о некоторых приемах, которыми пользуются хорошие романисты, чтобы наделить свои книги волшебной силой, способной воздействовать на нас, читателей"


Здесь вы не найдете советы как преодолеть страх чистого листа или мотивирующую чушь о том, что все, что вы творите гениально априори. Здесь нет советов как распределить своё время и сколько часов в день следует писать, или как издать свою книгу и не сойти с ума. Нет. Здесь все только самое ценное - то чего нет ни в одной книге вроде "Как стать величайшим в мире писателем". На примере всемирно известных (Хемингуэй, Флобер, Фолкнер, Кортасар и многие другие), а также совершенно не знакомых российскому читателю авторов (часто латиноамериканских) Льоса разбирает различные аспекты композиции и стиля, которые образуют единый сплав с содержанием произведения. Уделяется внимание формированию реальности, созданной автором, уровням реалистичности и фантастичности различных элементов или блоков произведения и их взаимодействию, положению рассказчика по отношению к читателю и происходящим событиям, временные и пространственные координаты повествования и влияние их характера на восприятие. Очень ценны размышления автора о пространственных скачках и перемещениях по тексту, о приеме "вложенных" одна в другую сюжетных линий, а также о контрапункте, как литературном приеме. Все это написано очень интересным понятным языком, тем более, что у вас складывается ощущение, что автор обращается лично к вам, ведь это действительно "письма". Очень интересно было бы узнать, действительно ли существовал такой молодой писатель, который вел переписку с Льосой, или это тоже литературный прием, а абстрактный романист превращается во вполне конкретного, как только книга попадает к вам в руки.

Книга великолепна! Я рекомендую ее абсолютно всем любителям хорошей литературы вне зависимости от того собираетесь ли вы писать что-то своё или нет. Очень жаль, что эту книгу не переиздают. Если чудо всё-таки произойдет, я первая кинусь покупать бумажный экземпляр, так как книгу буду перечитывать ещё не раз.

картинка sleits