Больше рецензий

Manoly

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 ноября 2017 г. 23:30

512

4

1891-й год, английская глубинка, старое поместье, двое детей и зловещий дух: атмосфера уже ясно прорисовывается. Флоренс, девочка 12-ти лет, очень любит младшего брата, а второй ее главной любовью являются книги, которые она вынуждена читать тайком из за запрета дядюшки на образование для маленьких девочек. А вот для мальчиков все иначе, поэтому для младшего Джайлся нанимается сначала одна гувернантка, а потом вторая. И вот с появлением в особняке второй гувернантки, Флоренс начинает бояться за судьбу любимого братика.

Чувства книга вызывает противоречивые. Во-первых, она не совсем оправдала мои ожидания, но в самом лучшем смысле: она их превзошла. Я не ожидала от истории ничего особенного, и уж тем более не думала, что книга вызовет в моей душе приятные отклики притом, что в ней явно присутствиуют те вещи, которые в литературе (и особенно в финале книг) я очень не люблю. Итак, по порядку. Начну с минусов и перейду к плюсам.

➖ Я не почувствовала переноса читателя в описываемую эпоху. Кажется, этот минус уже поднимался в рецензиях и я согласна с тем, что можно было обыграть это более выгодно для истории, таким образом добавив плюсик в копилку атмосферности книги. По сути, события могли произойти в любое другое время и ничего бы это в сюжете не поменяло, однако автор ведь выбрал определенный отрезок времени.
➖ Открытый финал. Боги, как я не люблю это в книгах! Я искренне считаю: назвался груздем, полезай в кузов. Иначе говоря, кто тут автор? Я или тот, чье имя стоит на обложке? И если не я, то почему я должна додумывать половину книги, финал, эпилог за писателя? Здесь все не совсем однозначно, так как автор сливает в открытое плавание не весь финал, а... скажем, характер событий. Кому-то это покажется плюсом, так как позволяет каждому читателю придумать свое объяснение мотивов и вообще всего происходящего. Но тем не менее, пусть даже автор сделал это не по причине того, что сам не смог связать в своем детище все ниточки, а скорее из "благих" побуждений, я считаю это минусом. Не люблю, когда фикшн вызывает больше вопросов, чем ответов.
➖ Ну и вытекающий пункт из предыдущего: очень много вопросов, оставшихся без ответа.
➕ Однозначным плюсом для меня стал язык и манера повествования. Не могу четко определить, что именно мне нравится, но книгу я буквально проглотила. Рассказ шел гладко, плавно, книга читалась очень быстро и истрига поддверживалась ровно. Не было провисаний, длинных скучных моментов, непонятно для чего вообще в историю вставленных. Определенно Джон Хардинг мой автор, чему я была очень удивлена, ибо перепутала его сначала с Джоном Харвудом (и его Тенью автора ), который мне совершенно не зашел и всю первую половину книги, ждала подвоха.
Дальше спойлеры!
➕ Очень порадовало повествование от лица девочки. Потому что, рассказ от лица злодея, который не подозревает, что он злодей, это прям очень круто! Недостаток такого ПОВа в том, что разумеется, читатель знает только ее правду и ее видение ситуации, а с учетом финта ушами автора с открытым финалом, это очень сужает количество информации для попыток распутать и понять, что это было. Но все равно круто!
➕ Наличие сильных и непредсказуемых моментов. Например, развязку с Тео я вообще не ожидала. Как молотом по голове двинули.
➕ Интересные и разные герои. Опять же, Тео мне очень импонировал, но даже те персонажи, которые мне не нравились или не вызывали особых симпатий, все равно прописаны хорошо, живо и интересно.

Наконец, что касается развязки и объяснений происходящего (осторожно нечитавшим!)

Дальше...

Я считаю, что мистики здесь как таковой нет, хотя порадоксальным образом автору удается ввести читателя в заблуждение. Довольно долго в течении повествования, я сомневалась и чаша весов перевесила к жуткой реальности уже в самом конце. Возможно, потому что я была уверена (шут знает откуда), что книга именно о мистике и воспринимала должным образом, но это не важно. Удовольствие я получила двойное, и за мистический компонент, и за... триллерный.

Так вот, вторая гувернантка на мой взгляд не была никаким злорадным духом. Напротив, у меня большие подозрения касательно того, что она мать Джайлса. Отсюда страх показаться перед соседями и горожанами, которые могли ее узнать, отсюда чувство дежа-вю у Флоренс. Сына она наверняка действительно хотела увезти, но причинять ему вреда не собиралась. Что касается реакции Флоренс, то во многом она раздута, но тоже не безосновательно. Здесь тяжело судить, ибо опять же, у читателя только информация из уст девочки, но если билеты, вещи мальчика в чемодане, планы побега - не выдумка, то поведение гувернантки-родительницы тоже не адекватно. Почему нельзя было раскрыть лицо перед Флоренс, не увезти их обоих? Или так и жить с ними в качестве гувернантки, ведь таинственный дядюшка (а дядюшка ли он?) все равно никогда не появлялся в поместье. Да, девочка не дочь мисс Тэйлор, но все же сестра Джайлсу и они дороги друг другу, у них никого больше в мире близких нет. В таких обстоятельствах, у любого бы ребенка возникли подозрения о намерениях малознакомой гувернантки. Проблема в том, что эти подозрения легли на уже нездоровую почву.

Другой вопрос в том, почему почва нездорова. И вот она - прелесть гадость открытого финала и множества оставленных без ответа вопросов! Потому что состояние девочки напрямую зависит от того, что произошло в их с братом первые годы жизни, а читателю об этом почти ничего не известно. Что на самом деле произошло с родителями? Почему вырезаны лица на фотографиях? Почему дядя не появляется в особняке? Помимо того, что дети предоставлены с малого возраста сами себе и кроме друг друга, никого близкого у них рядом нет, что объясняет чрезмерную привязанность девочки к брату - мало что можно предположить. Откуда у Флоренс просыпается неприятие к материнской фигуре рядом с братом? Что там было в отношениях с матерями, что обе гувернантки оказались там, где оказались (и последующие, уверена, туда же последуют)? Все это осталось за кадром, и очень жаль. За это книге лишь 4 звезды, хотя могли быть и все 5.

Благодарю за компанию друзей из Клуба Радости! И спасибо за волшебный пендель, без него я бы еще очень долго шла к этой замечательной книге.

Комментарии


Оль, во многом совпали) И по поводу Тео, и по поводу мтстики, и по поводу гувернантки)


Да, Поворот винта теперь интересно будет прочитать)


ага, узнать откуда ноги растут)


Только вот так повествование от лица гувернантки. Это ой как меняет дело))


именно))


Соглашусь с предположениями, что мисс Тейлор - мать Джайлса. И по поводу того, что она хотела увезти сына и не хотела Флоренс. Думаю, она до всего происходящего повздорила с уже тогда не очень нормальной Флоренс и отказалась с ними жить. А "дядя" - их отец. Думаю еще, что дядя тоже поучаствовал в событиях...


Дядя мог быть и дядей, если учесть, что Флоренс упоминала о наличии у их отца брата-близнеца)


Вот брат близнец вполне фантазией может оказаться )


Зато если бы он был действительно, то можно было бы объяснить почему дети брошены, а вторая гувернантка не хотела ему попадаться на глаза) И вообще я за дядю-убийцу/подлеца/авантюриста, а не за скучного сбежавшего от ответственности отца)))


Если бы был брат-близнец?)) Я и с отцом могу объяснить, почему дети брошены и вторая гувернантка его избегает.


А я могу с братом-близнецом не только объяснить, но и построить за счет этого персонажа целый еще один роман в романе, который выливается в убийство отца семейства, захват наследства детей и чудом бежавшую, инсценировав свою смерть в озере, мать и т.д. и т.п.)))


А и напиши?))) ещё один роман ))


Ух)) Да, тоже может быть. Но не уместнее бы тогда было убрать и детей? В смысле, окончательно))а то лишние хлопоты, а толку никакого)


Мне все таки кажется, что папенька он. Иначе почему бы он был против того, чтобы мать жила с ребенком, он все равно у детей не появлялся. Ну или если мать была тоже не в адеквате, то хотя бы более тщательно подбирать персонал, поселить в другом месте, навещать. А тут не то, что равнодушие, а неприязнь, мне даже показалось. 8 лет он на глазах у них не появлялся, же? И опять же, если матушка была настолько плоха, что с детьми жить ей опасно по мнению папы/дяди, то почему она так легко нашла и дом, и доступ? Она боялась быть узнанной соседями, то есть в доме этом была и знала, где он. Почему дяденько с этой стороны не подстраховался? Или опасности со стороны родителей (если исходить из того, что это дядя и гувернантка) не было и они просто решили оба уйти в закат из за сложностей с Флоренс? Тогда почему сразу детей не разделили, и не жили с мальчиком? В общем, винегрет какой-то, вот это меня бесит))))


Или родители так предпочли детям объяснить тот факт, что их в жизни детей больше не будет. Мол умерли, а это не папа, это брат его.


Кстати, отличное предположение, что конфликт уже тогда мог быть на почве странностей девочки. Только тогда опять минус автору, потому что странно, если отец борется за то, чтобы мать выставить без детей, но при это сам их видеть не желает. Если Джайлс нормальный, а Флоренс их всех пугала, почему хотя бы мальчика не оставить при себе, если девочку хотели убрать подальше?


Совпали с тобой по всем основным статьям)) Хочу теперь до Поворота винта добраться)


Да, я тоже! Очень интересно будет читать с другой точки зрения.


Для меня тоже язык и манера повествования стало большим плюсом.


Да, редко так, когда книга сама не на 5, но язык затягивает!


Да. А бывает ведь и наоборот))