Больше рецензий

19 декабря 2017 г. 17:39

501

5 Как ограничения работы НКО ослабляют их потенциал

Я выбрал данную книгу, потому что слышал имя автора ранее – его выступление на площадке TED (Technology Entertainment Design) входит в топ-5 лучших мотивационных выступлений за всю историю проекта TED и мне было интересно узнать о книге и его деятельности помимо мотивационных речей.
Даниэль М. «Дэн» Паллотта (родился 21 января 1961 года в Массачусетсе, 56 лет) - американский предприниматель, автор и гуманитарный активист. Он известен тем, что он участвовал в многодневных благотворительных мероприятиях посвященных проблеме рака, СПИДа и самоубийств. В течение девяти лет 182 000 человек приняли участие в этих мероприятиях и собрали 582 миллиона долларов. Мероприятия стали кейсом Гарвардской бизнес-школы. Много выступает публично, например сейчас доступны на русском два его выступления на TED: «Мечта, на которую мы не могли осмелиться» и «Мы в корне неправильно думаем о благотворительности». Автор двух книг помимо «Неблаготворительности». Одна про мотивацию (вышла в 2001), вторая - «Неблаготворительность» в 2008 и более обширная книга про НКО, называющаяся «Как НКО могут встать и изменить мир», вышедшая в 2012. Книга Uncharitable: How Restraints on Nonprofits Undermine Their Potential в России вышла совсем недавно – с помощью, кстати, Российского благотворительного фонда «Нужна помощь».
Многие журналисты сразу после выхода книги стали называть её «Манифестом некоммерческого сектора». Книга как бы является ответом на
• Распространённое мнение о том, что благотворительность — это когда необходимо потратить 400 тысяч долларов, чтобы собрать 1 миллион.
• Ответом тем, кто жертвует и хочет, чтобы не меньше 90 процентов их пожертвований пошли непосредственно на то, на что они жертвуют.
• Страхи руководителей благотворительных НКО которые зачастую избегают использования маркетинговых технологий в своей работе, опасаясь, что доноры посчитают это неприемлемым в работе некоммерческой организации.
В целом, книга о том, что для благотворительности считаются неприемлемым методы остальных успешных компаний, таких как например платная реклама на билбордах и тв, большие зарплаты ключевым сотрудникам, эксперименты (большим компаниям мы можем простить неудачу в прокате кино) и др. Для благотворительных НКО считается чем-то зазорным просить инвестиции, да и в целом инвесторы не любят сферу, в которой большие риски и высокий моральный фактор. К тому же, в коммерческих организациях принято планировать бюджет на долгое время – от благотворительности же требуют немедленных расходов, потому что нуждающимся помощь нужна здесь и сейчас. Это, естественно, лишает благотворительные НКО развития.
Дэн Палотта говорит, что настало время не приравнивать нравственность к экономности, а поощрять благотворительные организации за амбициозные цели и больши́е достижения (даже если им сопутствуют больши́е расходы).
С обывательской стороны ситуация аморальна - человеку, который хочет зарабатывать все больше и больше денег, чтобы делать все больше и больше добрых дел, не позволяют так поступать те, кто хочет навязать ему свой нравственный императив добровольного лишения.
В книге приводятся и аргументированно изложены ответы на популярные заблуждения:
«Люди, которые хотят зарабатывать на благотворительности, делают это за счет нуждающихся»
Это неправда. Мы же не говорим, что Томас Эдисон заработал состояние за счет темноты. Он заработал состояние на электрической лампочке. Он создал электрическую лампочку с помощью своих знаний. А знания свои он приобрел благодаря упорной работе и потраченным времени и энергии. Он заработал деньги, потому что создал для нашего мира добавочную стоимость.
«Если человек собрал 100 миллионов долларов для нуждающихся, а нам предлагают обратить внимание только на то, что ему заплатили миллион»
Мы должны сосредоточиться на результате, потому что нас ведь волнует в первую очередь результат. Главное место в нашем мозгу должны занимать вопросы, связанные с рынком: Какой результат был получен? Была ли оплата достойна полученного результата? Существует ли какой-то другой поставщик, который мог бы добиться того же результата за меньшие деньги? А вместо этого нас приучили спрашивать, сколько заплатили человеку, и, если сумма оказывается выше той, которой мы ожидали – обычно мы осуждаем этого человека.
«Количество денег, которые могут зарабатывать люди, занимающиеся благотворительностью, должно быть ограничено»
Меньше доход-меньше развития-меньше инноваций и добра, принесенного нуждающимся.
«Благотворительностью надо заниматься по доброте сердечной»
«Люди работают в благотворительности по собственному выбору, значит, они готовы приносить жертвы»
Да, они приняли решение работать в благотворительности. Но если ценой этого выбора оказывается жертва, то стоит задуматься о том, сколько талантливых людей сделало другой выбор. В этом-то все и дело. Привязывая благотворительность к жертвенности, мы подталкиваем людей к коммерческому сектору, тем самым теряя молодых и перспективных специалистов.
В книге автор приводит различные исследования и опросы от знаменитых газет у сотрудников и руководителей НКО. Большинство из них жалеет о своей жертве, не хотят оставаться в этой сфере и жалуются на постоянную нехватку средств и выгорания, хотя изначально эти люди увлечены и настроены сделать «что-то стоящее». С каждым годом сфера НКО умеет убыток в профессиональных менеджерах и управленцах. По словам президентов НКО различных штатов, сфера не должна держаться на временных волонтёрах и малооплачиваемых сотрудниках. Также из-за нехватки средств и постоянного прессинга сфера не может «воспитывать» своих управленцев.
Спрос и медийный интерес на благотворительность растёт с каждым годом. Казалось бы, должно расти и предложение – но все естественные факторы развития сдерживаются моральными принципами и неправильным пониманием «большой благотворительности» в массах.
Как пишет Дэн: «Сфера НКО нуждается не в святых» – она нуждается в грамотном, а значит ресурсозатратном рекркутинге и управлении.
В долгосрочном периоде НКО – умирают и это – печальная реальность нашего времени, которую мы должны преодолеть. Благодаря таким авторам и популяризации проблем мы можем привить в людях правильное отношение к сфере благотворительности и избавить её от популярных заблуждений, навязанных прошлыми доктринами и моральными устоями, мешающими НКО работать и зарабатывать.
В выводе хотелось бы отметить, что книга мне понравилась с познавательной точки зрения, ведь раньше я не задавался вопросами НКО.

Попов А.В.