Больше рецензий

4 января 2018 г. 01:53

472

1

Очень плохая литература от слова «совсем». Плохо и всё в целом, и всё в частности.
Проханов поставил себе цель нарисовать портрет героя нашего времени периода 2010-2011 годов, расположив по течению сюжета книги «маркеры эпохи» - владельца футбольного клуба «Анжи» Вагима Керипова/Сулеймана Керимова, Русские марши националистов, оккупай-абай, разгоны демонстраций и митингов, взрывы в аэропорту. Сами «маркеры» вырублены как топором, рассованы кое-как, описаны пошлее и ходульнее некуда. Героем истории предложено считать совершенно неправдоподобного персонажа, чье ремесло - художественное оформление мероприятий, студий, шоу. В этом он гений, и его падение с этим гением связано (ну и ещё с тем, что он русский). Слово гений повторяется многократно, чтобы читатель всё понял. Гений заключается, по всей видимости, в космическом вплетении в каждый космический дюйм космического пространства космического смысла. Описано тоже - хуже не придумать. Короче, можно считать, что героя нет, герой - это Проханов.
Брюзжание продолжается. Язык у Проханов сам по себе интересный, в чём-то - уникальный, смачный. Некоторые описания приятно произносить вслух, чувствуя оставшийся у автора поэтический слух к словам. Но зачем повсюду втискивать «космические поражения», «космические смыслы»? Космическим текст от этого не становится, какой бы смысл вообще автор ни вкладывал в слово «космический». Повоторяется это слово тоже постоянно. Наверное, любимое.
Описывать современность получается из рук вон плохо. Начиная от нулевого представления автора о мире современного искусства, бизнеса, заканчивая общим представлением о российском современном человеке и современной действительности (представлять в таком виде книжицу на 300 страниц - уже само по себе вызывает ироничное поднятие бровей). Сюжетные перепитии стремятся перещеголять друг друга в жалких потугах вызвать шок: русских как скот загоняют в подземелье, превращают в рабов и кормят объедками из общепита (причём описание эих объедков мало того, что растянуто на поллиста, так ещё и повторяется через каждые пять страниц), то непостижимым образом казнят, снятую с мертвецов одежду продают русским на рынках, протухшие куры обрабатываются и идут вновь в продажу (русским). Особо мерзко и как-то по-детски пошло у автора вышли описания любовных актов и по-настоящему тупой и грязной сцены сборища «плохишей» и связанной с этим оргией и казнями. В этих моментах уж и вовсе явно всякий вкус покидает нашего бумагомарателя, не всякий скучающий школьник в пубертате может до такого додуматься.
Персонажи являются грубой карикатурой карикатурного же представления о них самого Проханова. Это «плохие» - бизнесмены, инородцы, евреи и раввины, немцы-аристократы. Либо «хорошие» - это белорусы-красноармейцы, бомжи, учёные космисты. Придание «хорошим» всех возможных положительных черт превращает их в аналогичное плохим космическое недоразумение.
Антагонизм в описании персонажей, да и не только их, доходит до невероятного градуса инфантилизма, ангажированности, да и просто безумия. Из подобного треша можно было бы слепить забавный бульварный китч, если бы у автора присутствовала хотя бы малая толика юмора.
Но юмора нет, весь предложенный сумбур предложен читателю пафосно, с пафосной же аннотацией. Остается только гадать, на кого рассчитан такой «текст», кто может явиться благодарным читателем такого. Даже учитывая сталинистскую, коммунистически-православную истерию последователей автора в лице читателей «Завтра», которые теоретически и составляют костяк потребителей прохановщины, очень сильно сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из них может положительно оценить данное творение, напечатанное зачем-то в бумажном виде тиражом в 5 000 экземпляров.
Если не только не для чтения это использовать... (в стиле книжки шутка напоследок)