traductora

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 февраля 2011 г. 12:23

1K

5

Наверно, странно сказать о книге, которую мусолил полгода: «Читается на одном дыхании». И тем не менее, это так. Я читала ее запоями, но между запоями проходили месяцы и другие книги – в основном, аудио. А эта была бумажная, а их я обычно читаю долго. И хоть эта книга и лежала с закладкой полгода, я все равно возвращалась к ней и знала, что дочитаю, да и события, произошедшие в начале, прекрасно помнила, а это тоже говорит в пользу книги.

О чем книга. Первые послевоенные годы. Надя Михайлова, семнадцатилетняя, наивная, восторженная девочка, с незаурядными вокальными данными мечтает поступить в консерваторию, учиться пению и стать настоящей оперной певицей. Будучи простой деревенской девушкой, она берет уроки музыки у одной из «бывших», а заодно и учится у нее манерам и иному восприятию жизни, тянется к прекрасному, красоте, знаниям. Но в один «прекрасный» день ее жизнь делает крутой вираж – из-за ее открытости и наивности совершается страшное преступление, а Надя получает срок, как соучастница. Она попадает в сложную систему архипелага ГУЛАГ, но только там понимает, как ей повезло с тем, что статья у нее «бытовая», а не 58-я, хотя именно политические заключенные близки ей, и в душе она и себя считает политической. В общем, в двух словах, это история о том, как люди попадали в ГУЛАГ, как выживали там, что видели и чувствовали, как и какими выходили оттуда, а также о том, что их ждало на долгожданной воле.

Основное отличие этой книги от другой лагерной прозы в том, что автор попал в лагерь по бытовой статье и официально причислялся к так называемым «друзьям народа» - блатным («врагами народа» считались политические заключенные), а также в любовной линии между главной героиней, заключенной, и начальником режима по прозвищу Клондайк, «сторожевым псом». Эта линия прописана очень нежно и трогательно, а порой и пронзительно.

И вообще книга написана душевно, ей веришь, и хотя она от третьего лица, сразу ощущаешь, что как будто от первого, потому что это может быть только автобиографией (так оно и есть), слишком в ней все прожито, прочувствовано. Яркие образы, глубокие переживания, происходящие в человеке изменения, мысли, анализ пережитого – во все это вживаешься. Меня удивляло, что я не могу ничего найти об авторе в Интернете, я только слышала по радио, что это да, автобиография, Екатерина Матвеева – это псевдоним, автор жива и проживает за границей. Но дочитав книгу до конца, я наконец поняла, почему автор так шифруется.

Эта книга займет достойное место в моей копилке лагерной прозы. Иногда я думаю, что предназначением Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Евгении Гинзбург, Екатерины Матвеевой и прочих было именно в том, чтобы они попали в лагеря, выжили там, а потом рассказали нам об этом. Если бы не было их произведений, что бы мы знали обо всем этом? Сухие цифры, преуменьшаемые и замалчиваемые теми, кто считает, что прошлое надо забыть и не вспоминать, и вообще ничего такого и не было, это все наветы злобных ненавистников Советской власти.

Как хорошо, что есть книги, из которых можно узнать о том, что скрывается за этими сухими цифрами, какой ценой были достигнуты многие выдающиеся достижения в те годы, и что в действительности стояло за фразой «вот при Сталине порядок был!».

Комментарии

Жигулин-"Черные Камни".Если пропустили , то, окунитесь в тему.

0 10.05.16