Больше рецензий

7 февраля 2018 г. 22:21

4K

4 Пернатый Змей

Боги редко проявляют себя в зримом образе. Сердце каждого в маленьком отряде сжималось от предвкушения: а вдруг? Вдруг религия их жрецов - это нечто большее, чем оправдания, почему не сбылось то или иное пророчество. Ведь именно в этот раз, когда так точно указаны место и время, а боги накормлены кровью врагов, вдруг именно в этот раз жрецы будут правы. Отряд перевалил за гребень холма и замер. На берегу моря, в фантастических доспехах, в окружении своих товарищей и мистических животных, стоял их светлокожий бородатый бог.

Книга написана в напевной манере ритмической инверсии. И было бы так просто и мне сей ритм соблюсти и написать всю рецу той подражая книге. Но простой путь - не всегда самый правильный. Сейчас, к примеру, вы оказались участниками аттракциона "от ломки ритма серпом по яйцам", который раз за разом прокручивал переводчик. Ко всему, сдаётся мне, что в оригинале ритм был подчинён не просто инверсии, а некому пульсирующему повтору, который должен был имитировать звук волн. Хотя, кто его знает, может, лажал и сам Портильо.

Один из моментов мировой истории не даёт покоя всем тем, кто бьётся в конвульсиях "мистики не существует". Кортеса не просто приняли за бога из мифов, его ждали, он был предсказан. И долго ацтеки не могли поверить, что их бог оказался дьяволом.

И было возвращение предсказано богом тольтеков, Пернатым змеем Кецаткоатлем, которого, привязанного к кресту, выкинули на берег волны. Он не помнил, кто он, но захотел дать тольтекам новую религию - религию креста. Он научил их музыке, дал им флейты и земледелие. Он отменил человеческие жертвоприношения, приказав лишать жизни только бабочек и колибри.

И можно попытаться вывести из этого мораль. Ведь ацтеки, сменившие тольтеков, переняли от них не только культ Кецаткоатля, но и возрождение человеческих жертвоприношений, тогда как Пернатый змей утверждал, что боги принимают только добровольную жертву, но насилие над чужой волей им противно. Потому возвращение светлокожего бородача вылилось в кровавую вакханалию и прекращение существования индейских царств. Но Портильо (я знаю, что на самом деле он Лопес, а Портильо - материнская фамилия, но мне так удобней, я отравлена западным воспитанием) выводит концепцию непознаваемости Бога.

И тут ты оказываешься в зыбком мире, где тебе нечего возразить автору и тем более нечем с ним согласиться. Относительно кодекса Чилам-Балам мало сведений в википедии даже на испанском, так что любые попытки соревноваться по количеству знаний отсюда из России с бывшим президентом Мексики - дело обречённое уже на старте. Хотя есть и свой козырь в рукаве - книги Грэма Хэнкока. Грэм Хэнкок соотнёс Кецаткоатля с андским божеством Виракочей - точно так же светловолосым, бородатым, голубоглазым. Подарившим индейцам знания и ушедшим в океан, когда его путь оказался закончен. Топильцин Се Акатль Кецалькоатль (по легенде один человек, по Портильо, как Слава Кпсс - три разных человека), хотя и сам считается богом, но в то же время призывал поклоняться иному богу, богу над богами.

Крест, к которому был привязан Кецалькоатль, когда его вынесло на берег после крушения, по книге, он устанавливает в центре деревни, создавая тем самым поэтический образ поклонения безымянного бога, забывшего всё о себе самом, другому безымянному Богу, чья суть точно так же позабыта. Каждый раз, стараясь совершить доброе дело, он обнаруживает, что это приводит к новым плохим последствиям. Дав тольтекам преимущество в силе, он невольно привёл к тому, что тольтеки стали обращать другие племена в рабство.

И вот тут читательское восприятие может вступать в противоречие с авторским замыслом. Потому что, стремясь сделать Кецалькоатля трагической фигурой, автор никак не комментирует тот факт, что любое начинание приводит к той или иной неприятной ситуации. Это закон жизни. Любое действие, каким бы оно ни было изначально, приводит к чему-то лучшему и чему-то худшему. Введя персонажа Татле, который спрашивает у своего приёмного отца Кецаткоатля: "Почему Бог создал мир именно таким?", Портильо пытается подтолкнуть читателя к мысли об абсурдности мира или об отсутствии Бога. Но на самом деле он добивается иного эффекта.

Хотя в книге не сказано прямо, кто такой Кецаткоатль, намёк довольно прозрачен - это европеец с христианским мышлением. Человек, который сперва стремился показать людям путь к Богу, потом сам стал богом, а затем и был свергнут людьми. Но подчёркнутое отсутствие мистики само по себе опровергается тем, что Портильо вынужден следовать канве легенды. Друг приносит в жертву богам свою жизнь, чтобы спасти Кецаткоатля и это на самом деле оказывает действие. В другом случае, сорок дней поста Кецаткоатль оплакивает своего сына, которого недруги отдали в жертву старым богам, и это опять же оказывает действие, на сороковой день поста идёт благотворный дождь. Стремясь доказать абсурдность, Портильо невольно доказывает практически волшебные свойства самопожертвования. Эпизоды можно трактовать иначе, можно повторить вопрос Татле: "Зачем Бог питается страданием?", но тогда и этот вопрос должен прозвучать не один раз в начале, из-за чего читатель в упор его не помнит (равно как его не помнит и автор).

Вообще Портильо взялся писать повесть-роман, несколько наплевав на общую идею. Но поставленные вопросы сами по себе неплохи, что и придаёт книге глубину. А вот заваливает впадины смысла отработанной породой то, что Портильо подгоняет факты под задумку. Так европейцу нет никакого смысла строить пирамиду в честь друга, совершившего магический обряд самосожжения ради жизни Кецаткоатля. Тут система "христианин в мире индейцев" даёт не просто сбой, а почти ломается, пусть Портильо и удаётся искусно всё задрапировать эмоциональными переживаниями.

Вообще лишение Кецаткоатля мистического ореола, сосредоточение фокуса повествования исключительно на интригах царедворцев, на трагических обстоятельствах его жизни и переломе в вере, что в конечном счёте приводит к единственному мистическому событию - прозрению завоевания, делает книгу устаревшей. В ней есть все элементы трагического героя, много отдавшего и много испытавшего. И всё, гм, попахивает Бен Гуром. Я специально посмотрела, когда написана книга. Я угадала, это 65-й год. И да, всё то, что я отношу к минусам, это именно минусы, это не специально оставленные вешки.

Если книга и хороша, то сама фигура Кецаткоатля, так совпавшая с Виракочей, увы, лишена глубины. Последнее откровение про тех, кто придёт и всё уничтожит, противоречит пиетету Монтесумы к вернувшимся белым богам. Кецаткоатль не просто совпал с Виракочей. Второе уничтожение индейской цивилизации произошло ровно по тому же сценарию: инки так же принимали Писсаро за вернувшегося бога, он так же пленил правителя и победил многотысячный народ. Сделав Кецаткоатля жертвой обстоятельств, Портильо обесценил трагизм происходящего с ним. Отвергнув реальную мистику и привнеся традиционную, он превратил человека в иллюстрацию. Тогда как Кецаткоатль, был он человеком из крови и плоти, либо же мистическим существом, не был пассивным наблюдателем, внезапно совершающим некое действие, чтобы сразу о нём пожалеть. Он затеял некую игру, которая спустя пять столетий вылилась в уничтожение цивилизаций. В книге Кецаткоатль лишь пешка в руках интриганов и по абсурдной воле Высших Сил. И потому он не может быть по-настоящему интересен в отличии от реального Топильцина Се Акатль Кетцалькоатля, который создал новую религию, осознавая, что он делает. Не боясь плохих последствий, а принимая на себя ответственность. Только тот, кто не боится зла, может привести кого-то к добру.

Куаутемок, племянник Монтесумы, презрительно смотрел на белых богов, перед которыми так лебезил его дядя. Быть может, этот бородатый человек, который явно переманил на свою сторону подосланную не только обслуживать бога, но и шпионить за ним Маличе, и в самом деле Кецаткоатль. Быть может, это всего лишь человек и ему только предстоит стать богом. Но почему народ ацтеков не хочет задумываться о том, что у каждого есть две стороны? Кецаткоатль ушёл, а вернувшийся... Кого кормили кровью врагов тольтеки и занявшие их столицу и их богов ацтеки? Почему этот бородатый белокожий чужестранец не может быть тёмным близнецом Кецаткоатля, кому и были все эти века обращены жертвы, Тескатлипокой? Быть может, думал Куатемок, которому ещё только предстоит увидеть, как падает его империя, как болезни не берут чужестранцев, а уничтожают его народ, быть может, думал он, каждый народ сам выбирает, какую ипостась бога он увидит, каким будет тот человек, который станет божеством.

на пирамиду вносят бога
к нему весь люд вослед полез
и кровью окропит ступени
кортес

Пирамида Кецаткоатля.

картинка angelofmusic

o-l.jpg
06:14

Комментарии


И снова интересно)


Текст для ДП)
Увы, я думала, что в книге больше будет именно про мистическую составляющую. А так - всё крайне не дурно, но в рамках трагических историй шестидесятых.


Понятно)
Где остальные обещанные рецки? *грозно*)


Та же, где мои мечты!)))
А вообще следующая реца должна быть на "Дело собаки Баскервилей". Не достала на русском, читала на английском. Было дико интересно так кто же убийца, если Дойл был не прав))


отмазки))
ооо, круть, жду)


Пффф!))
И Карризи бы не забыть...


не забывай, не дело это;)


Я первый раз за два дня нашла свободное время...
Посижу в фотошопе полчасика и спать)))


надо тебе больше свободного времени как-то организовать)))


Обустроиться надо в жизни, там и время выкрою))


Я в тебя верю)))


Спасибо за рецензию! и отдельное спасибо за мексиканского писателя - добавлю в хотелки!


Всегда пожалуйста)