Больше рецензий

27 февраля 2018 г. 20:25

3K

Работа Адлера, которая открыла для меня индивидуальную психологию заново, подарив ей в моих глазах вторую жизнь и четко отделив от психоанализа, из которого когда-то была рождена. Книга большое внимание уделяет проблемам воспитания, что позволяет нам рассматривать Адлера не только как великого психолога, но и талантливого педагога.
Ключевыми понятиями теории являются «комплекс неполноценности» и «стремление к власти», являющийся основной движущей силой человека на пути к преодолению данного комплекса. В результате неминуемого столкновения с такими жизненными проблемами как любовь, профессиональная деятельность, положение в социуме – человек стремится к личному превосходству, власти и значимости, посредством активизации социального интереса.
По мнению Адлера, каждый человек имеет определенный «жизненный стиль» базирующийся на неосознаваемом воздействии воспитательного процесса и социальной адаптации. В первую очередь, главенствующую роль играет семья, как самая значимая социальная группа, в которую ребенок попадает с рождения. Наиболее важным Адлер считает подготовку ребенка к его общественной роли в соответствии с гендерной принадлежностью – роль женщины или мужчины. При несвоевременном или недостаточном объяснении родителями значение данных ролей ребенок может интерпретировать положение некоторых явлений по-своему, в результате чего приобретают ошибочное суждение, которое и будет определять дальнейшее поведение человека на протяжении всей жизни, не зависимо от логики и здравого смысла до тех пор, пока не будет скорректировано первичное детское восприятие.
Знаменитое Фрейдо-Адлеровское противостояние не обходит стороной и данную книгу. На мой взгляд, Адлер делает критику гибкой и, несмотря на несогласие с Фрейдом, не отрицает ключевые моменты традиционного психоанализа. Автор считает индивидуальную психологию более многогранной и менее односторонней, рассматривая социальную среду, как стимулирующую сознание, таким образом, являясь одновременно и «индивидуальной» и «социальной». Личность определяет характер сексуальных устремлений, а не биологические сексуальные потребности формируют личность, что прямо противоположно теории Фрейда.
Большое внимание уделяется взаимодействию полов. Знаменитому Фрейдовскому положению женщин как низших существ, которые завидуют мужскому пенису, Адлер предлагает новую трактовку. Согласно его представлениям комплекс неполноценности формируется у женщин в результате социокультурного опыта. Во многих культурах женщина стереотипно принижается, а мужчина имеет больше привилегий, прав, более высокий статус. В современном обществе все больше данное положение вещей пересматривается, и женщины дискриминируются все меньше. Адлер считает, что наиболее благоприятным и гармоничным в семейных взаимоотношениях будут являться отношения супругов, которые сотрудничают друг с другом на равноправных позициях.
При знакомстве с индивидуальной психологией «Воспитание детей. Взаимодействие полов» - книга, которую однозначно стоит прочитать. Она доступным языком излагает основные положения, демонстрируя случаи из клинической практики как наглядные примеры.