10 марта 2018 г. 12:07

818

5

Объемный и увесистый труд древнегреческого историка Фукидида по праву считается классической работой, ставшей фундаментом для всей европейской исторической науки. Наряду с Геродотом Фукидида причисляют к отцам-основателям исторической науки. Труд этот, написанный в V веке до н.э., давно стал частью сознания европейских историков, как Гомер – литературоведов.
«История» Фукидида посвящена Пелопоннесской войне 431г. до н.э. – 404 г. до н.э. и состоит из 8 книг, в которые автор умещает предысторию величайшей войны между двумя древнегреческими государствами, саму войну, длившуюся 27 лет, и последствия этого масштабного бедствия. Основными противниками являлись города-государства Афины и Спарта, представляющие собой два полюса политического устройства древнегреческих городов – демократию и олигархию. Также в Пелопоннесской войне так или иначе были задействованы все государства и местности Древней Греции, Малой Азии, Средиземноморья и Причерноморья, поскольку какие-то из них являлись колониями Афин или Спарты, какие-то были их союзниками.
Фукидид претендует на лавры Геродота, более того, он отзывается о нем критически и язвительно, считая его во многом фальсификатором и выдумщиком. Кредо самого Фукидида – правда и достоверность, которому он не всегда следует. Общеизвестно, что древнегреческий историк часто не отделяет историю от мифа или, скорее, для него миф и легенда являются частью истории. Именно из-за соревнования с Геродотом и в попытке отделить свой труд от его Фукидид начинает свое повествование там, где заканчивает Геродот в своей знаменитой «Истории», то есть совсем не касается Троянской войны. Эта тема косвенно присутствует в сочинении, поскольку Пелопоннесская война является отголоском тех событий, но не более того.
Следуя своему принципу фактической точности и достоверности, Фукидид подробно описывает расположение всех государств, втянутых в войну, их политическое, экономическое и социальное устройство, внутренние политические дрязги, социальные проблемы, верования и обычаи. С первых же страниц сочинения на современного читателя обрушивается тонна непонятных и неизвестных ему названий городов, племен, областей, имен видных и второстепенных исторических деятелей, полководцев, названий предметов, военных терминов и etс. И пусть простят меня придирчивые судьи, но не могу отделаться от аллюзии, возникающей в голове при прочтении наименований всех этих локров, ахейцев, беотийцев, аргилиев, лесбосцев, фиванцев, фракийцев и пр.:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до половины.
В какой-то момент ты чувствуешь себя погребенным под древнегреческими реалиями и уже перестаешь понимать, кто на кого нападает и кто кого побеждает.
Фукидид подробно, тщательно и со знанием дела описывает каждый год войны, которая длилась от лета до лета, прерываясь на перемирия или Олимпийские игры, освещая события с разных сторон. Сам Фукидид участвовал в данной войне на стороне афинян, поскольку входил в близкое окружение Перикла. Заслуга древнегреческого историка как раз в том, что он, будучи командиром одной из афинских эскадр, стремился быть объективным, находя плохие и хорошие стороны у каждой из воюющих сторон. Единственное, где Фукидид позволяет себе быть эмоциональным и субъективным, - это в описании отстранения и смерти Перикла. Возможно, придирчивый читатель найдет, что при рассказе об афинянах и их победах автор более радостен, чем когда пишет о лакедемонянах, но такие оттенки эмоционального настроя автора от меня ускользали, ибо я всеми силами старалась запомнить огромное количество племен и народностей, постоянно вступающих в войну, которые появлялись как чёртики из табакерки, играя определенную роль в развитии военных действий. По ходу повествования историк успевает высказать и свою политическую программу, вкладывая ее в уста одного из стратегов, и посоревноваться в риторике, и упрекнуть схоластов. В российской науке по объему затраченных усилий могу сравнить с данным сочинением только труд Н.М. Карамзина.
Из «Истории» Фукидида также можно извлечь много интересных сведений о быте, повседневной жизни, ритуалах людей той эпохи. Безусловно, этот труд надо читать всем, кто интересуется древней историей, кто преподает ее в школах и вузах, но вот в качестве любопытного или развлекательного чтения я бы ее не рекомендовала – слишком тяжело. В любом случае, книга Фукидида – явление масштабное, колоссальное и грандиозное, и остается только радоваться, что история как наука покоится на таком прочном фундаменте.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!