28 марта 2018 г. 21:39
845
4
Когда-то давно я читала первую часть этой трилогии о школе для мальчиков в северном Йоркшире - "Джентльмены и игроки". И вот сейчас, когда мне посоветовали сразу третью книгу, я попыталась вспомнить, о чем же там шла речь.
Помню, что концовка напоминала одно очень известное постмодернистское произведение. Что там, как и в этой книге, была Ночь Гая Фокса, и вроде бы повествование тоже шло от лица нескольких персонажей, а какая-то часть была оформлена в виде дневника... или нет?..
Воспоминания вышли скудными, и я списала это на свою короткую память. Но теперь, после прочтения "Другого класса" я, кажется, понимаю причину своей избирательной забывчивости.
Книги Харрис о школе приятные, атмосферные, но... плоские.
Нет, темы выбраны очень серьезные. И в бессюжетности автора упрекнуть невозможно. И, если на то пошло, в писательском мастерстве: герои разные, слог хороший. Книга читается легко и с интересом до того момента, пока не наступает кульминация. Вот на этой стадии что-то случается, и хороший выпуклый конфликт вдруг как будто протыкают иголкой. Мы-то ждем взрыва, а вместо этого воздух выходит тонкой струйкой. И вот, все, ради чего это читалось, лежит смятой тряпочкой. И конец книги выходит совсем уже рафинированным и беззубым.
Причем детонатор не срабатывает ни у одной из поднятых автором тем, хотя потенциал имела каждая. Что убийства, что другое преступление, даже травля мальчика за его нетрадиционные вкусы - все это наливается соком на протяжении всего романа, чтобы в конце просто сойти на нет.
А ведь читать на самом деле было интересно.
Пожилой учитель, из тех, кто не вызывает особого интереса у молодого поколения - строгий, консервативный, чуть ли не пыльный, сталкивается с новыми порядками, которые устанавливает новый же директор - его бывший ученик по совместительству.
Один насквозь традиционен и не собирается отказываться от веками устоявшихся правил в образовании, сообщении и мироустройстве. Второй - ярый сторонник прогресса, законченный маркетолог и рационализатор.
По большому счету, оба они перегибают. А на фоне их противостояния нам показывают, как события прошлого влияют на настоящее, как пресловутый "прогресс через традицию" оказыватся невозможен, если этот прогресс насквозь лицемерен, а традиция бесхребетна.
Откровения учителя перемежаются выдержками из дневника бывшего ученика школы, серого кардинала с замашками маньяка. Эти записи здорово разбавляют чинное спокойствие классных комнат. А еще они пугают и бередят душу, заставляя верить в серьезность происходящего. Где-то эти линии обязательно пересекутся. А ведь есть еще очень запутанная история из прошлого, в которой как-то замешан бывший преподаватель... В общем, атмосфера жутких тайн не покидает на всем протяжении книги.
А вот развязка... Я вообще не припомню, чтобы в книгах Харрис антагонистов ждало какое-то серьезное наказание. Но оно бывало соразмерным.
Вот, скажем, в "Шоколаде" пастора ждет кара, которая выглядит очень забавной, но больно бьет по нему и его репутации. Она при этом плюс-минус соответствует его поступкам, которые не принесли серьезного вреда, и содержит в себе что-то от притчи.
Но "Другой класс" - другое дело. Здесь преступления мерзки, какие-то из них вовсе чудовищны. Здесь нет даже легко или сложно поправимых ошибок. Все, что случилось - фатально, жестоко и несправедливо. Но никому ничего не будет и никаких серьезных выводов не последует.
Увесистый том с многочисленными откровениями и сентенциями оказался на поверку легковесным.
Пройдет немного времени, и эта часть трилогии выветрится из моей памяти так же легко, как и первая. А может еще легче, ведь здесь уже нет шокирующих деталей в конце.
Жаль, книга ведь получилась очень атмосферная, а читать ее, повторюсь, было приятно.
Флэшмоб 2018 || спасибо за совет Bykvoeshka
Комментарии
давай:) я прочла "Шоколадную" трилогию, хотя первая книга была вне конкуренции. И еще сборник "Чай с птицами". Он мне понравился. "Ежевичное вино" для меня оказалось скучным и совсем не зашло, я его почти не помню. И "Пять четвертинок" - помню хорошо, но отношение нейтральное.
По-моему Харрис просто оченъ разносторонний человек, и ей трудно определиться со стилем - и то нравится, и это. Тпично "женскую" прозу она переросла, а до серьезных психологических романов не доросла. Поэтому с атмосферными магическими книжками все хорошо, а со сложными драматическими романами - неубедительно и плосковато.
Даже не знала, что у Джентльменов и игроков есть продолжение... Нужно прочесть) А воспоминания о книге у меня точно как у вас)