Больше рецензий

31 марта 2018 г. 18:52

568

4 «Эти люди полагали, что история зависит от них»

Переплетение героев, сюжетов, мотивов. Смешение алкоголя, интриг, навязчивых идей. Микс из бизнеса, политики и холодной войны. США, СССР, Куба, Кастро, Хрущев, Кеннеди, ЦРУ, ФБР, КГБ, коммунизм, капитализм, холодная война. Все это обрывками, с нарушенной хронологией повествования, с неожиданными и, казалось бы, неуместными вставками в стиле «Улисса».

Хотите расследование убийства века? Получите, распишитесь.

В какой-то момент ты понимаешь, что сюжет потерян в клубах дыма и болезненных мыслей одного из многочисленных героев. Потом с раздражением выныриваешь из-под очередной словесной волны, делаешь первый глоток воздуха, и перед тобой как на ладони разворачивается горизонт событий.

Тогда ты осознаешь глубинное мастерство автора. Это как купание в Азовском море: сначала ты брезгливо разгребаешь вонючие водоросли, а потом ныряешь и задыхаешься от восторга.

Эта книга не для уютных вечеров под пледом. Сюжет болезненно реалистичен. Он саднит, как счесанная на асфальте коленка: ты хочешь забыть об этой боли, но она постоянно о себе напоминает назойливым жжением. Рука так и тянется содрать чужеродную корочку с ранки.

Казалось бы, убийство президента Кеннеди — растиражированная история века. Садишься читать и ожидаешь сюжета в стиле голливудских блокбастеров или как минимум каких-то невероятных засекреченных фактов, о которых мало кто знает. Вместо этого автор тебя глубоко окунает в личные истории десятков героев.

Ты ожидаешь масштаба, но, словно в замочную скважину дешевого притона подглядываешь за тем, как кто-то совокупляется с женой и одновременно слушает радио, кто-то стоит, уткнувшись носом с окно скоростной подземки, кто-то режет вены под звуки скрипки, кто-то принимает душ после номера в стриптиз-баре, кто-то дает отчаянные показания в здании суда.

Самая громкая история века склеена, словно скотчем, из личных, очень земных и грубых переживаний десятков разных людей. И эти люди, такие чужие и непонятные вначале, безропотно стягиваются к центру событий, как крысы за волшебной дудочкой Нильса. Каждый из них уверен, что контролирует ситуацию, что он все продумал, сложил и распланировал. Но силу энтропии никто не отменял.

И если вы думаете, что убийство Кеннеди — это сложнейший сценарий секретных служб, который создавался и согласовывался на уровне первых лиц, то готовьтесь к разрушению шаблонов.

«Конечно, Эверетт не собирается застрелить Кеннеди в прямом смысле слова. Только открыть огонь на улице. Ему нужен хирургически точный промах» — но в какой-то момент карточный домик (эта аллюзия из одноименного сериала с Кевином Спейси здесь не просто так) рассыпается. И уже ничто не сможет оторвать вас от развития сюжетной линии.

Рецензия написана в рамках третьего тура "Долгой прогулки-2018".