Больше рецензий

26 апреля 2018 г. 18:59

4K

3

Самопознание? Опыт философской автобиографии? - Ни то, ни другое, ни третье.

Литература о познании человеком себя крайне скудна: мало того, что экспликация собственного Я есть задача далеко не тривиальная, в процессе вербализации результатов самопознания мыслящий о себе индивид должен избегать срывов как на элементарное анкетирование, ничего не говорящее Я о себе самом, так и на мемуарирование, ограничивающее Я рамками доступных воспоминаний.

Самопознание, вообще говоря, есть такой акт мышления, в котором происходит трансцензус индивида - его "выход из себя" и последующее смотрение на себя как бы чужими глазами. При этом познающий себя субъект отыскивает в своём Я переживания и чувствования, которые приводили его Я к трансформации, запускали механизм открытия себя для себя, позволяли Я узнавать Я. И вот, в книге, долженствующей по замыслу автора быть целиком и полностью посвящённой самопознанию, последнему не уделяется даже строки!.. Автор честно, без любования объективностью и выпячивания беспристрастности, перечисляет черты своего характера, привычки, ритуалы, словом, рисует психологический портрет, т.е., совершая акт интроспекции, самонаблюдения, делает первый необходимый к самопознанию шаг, но тут же на нём останавливается и вопросы почему? зачем? в чём смысл? (в их раскрытии и состоит акт самопознания) не мыслит. Описывая видимую симптоматику, не ищет причину болезни; поёт очевидное, не познавая себя. Подобная недомысленность, приводящая в итоге к непознанности себя (автор как-то избегает проецировать своё Я вовне, апперцептировать и рефлексировать по этому поводу), для Бердяева не характерна.

Самопознание? Опыт философской автобиографии? - Ни то, ни другое, ни третье: полдела не есть само дело.