Больше рецензий

28 апреля 2018 г. 22:54

812

0 Спойлер

Главный конфликт художественного произведения однобоко рассмотрен в данной рецензии. Сопровождается пространным рассуждениями с обязательным перечислением сюжетных развязок.

Пьеса-то, как ни удивительно, сильная. Несмотря ни на незатейливость сюжета, ни на стихотворную лёгкость повествования, его воздушность и комедийность, богата яркими характерными образами: тут и отъявленный негодяй Де Гиш, на поверку оказывающийся не таким уж трусливым и ничтожным, за щегольским изяществом которого скрывался верный товарищ; добряк Рагно, просто хороший малый, со сварливой жёнушкой Лизой, не говоря уже о самом Бержераке.

В то же самое время, здесь есть, о чем задуматься. Оставим непростые размышления о тайнах женской любви, причинах её возникновения и преумножения, и обратимся к рыцарской самоотверженно-благородной любви поэта. Двоякость темы заключается в том, что, несмотря на всю выспренность и жертвенность избранного влюблённым поведения, на всю трагичность и героичность ситуации, какой её могут представить те же поэты, романтики, меланхолики, не знаешь, где тут заканчивается благородство и начинается трусость. Может быть, даже горделивая трусость, ценой собственных невыносимых мучений, ровно как и таких же в точности мучений объекта собственной якобы всеобъемлющей страстной любви, избегающая ситуации, одним из возможных исходов которой, не обязательно более вероятным, может стать уязвление гордости, самолюбия, шанс оказаться отверженным.

И как высоко бы не воспевалась в веках эта благородная сдержанность, это не отменяет обоюдных страданий обоих героев, и даже третьего, мучающегося, возможно, даже сильнее прочих - у него, в отличие от Бержерака, идущему на обман осознанно и испытывающему от него даже какое-то поистине мазохистское наслаждение, избравшему наиболее легкий путь - нет никакого выбора. И выбор этот с честью он несёт.

А наш отважный Бержерак, весельчак и задира, личность, несомненно, очень сильная, неординарная, выдающаяся, в вопросах сердечных оказался оказался далеко не так смел, как нам бы могло показаться. Парадоксально, но гордыня вселяет в него неуверенность, делает непереносимым удар по ней, парализует, лишает желания рисковать. Даже того, для кого по существу риском была вся его жизнь, честного и своенравного человека.

Читатель убеждён: нужна определённая смелость для того, чтобы рискнуть самым ценным - возможностью дружбы с любимым человеком, ведь после признания всё может кардинально перемениться и очень возможно, не в лучшую из сторон, чтобы предстать перед ним искренним, беззащитным, обнажить душу и представить на его суд, предоставить любимому человеку решать, а не лишать его этой возможности, не отнимать её, не решать за него.
Это дано не всем.

Так почему же нелепые отговорки, трусливо прячущиеся за декорацией благородства и самоотверженности, воспеты в веках? А открывший чувства Де Гиш, сражающийся за свою любовь, готовый на жертвы ради неё, показан по первости нескладным и непривлекательным? Разве это так мало, сбросить с себя браваду и показать кому-то истинного себя? Разве это не истинная храбрость, хотеть встретить смерть вместе с любимой? С той, что уже отвергла тебя, отвергла, обманом заставив сделать что-то для её избранника? Это ли не истинное благородство, простить и продолжать любить несмотря ни на что? Это ли не великодушие, в решающий момент стать на сторону заклятого противника, принять поражение, капитулировать, но по-прежнему горячо любить? Перестать облекать эту любовь в слова, но совершать поступки - пойти на смерть, лишь только бы не разлучаться с ней! Лишь только быть бы рядом, на расстоянии, но всё же вместе с ней, - что будут куда красноречивей любых слов.

Де Гиш в мгновение меняется в наших глазах, как и в глазах товарищей, но эта сиюминутное преображение отчего-то не бросает тень на Бержерака, чей незапятнанный образ будет сиять на протяжении всего произведения. Но скольких этот светоч, этот пращник жизни обрёк на муки? Сколько по его милости несчастий перенесла его возлюбленная, когда, казалось бы, все силы своих необычайных талантов он должен бы употребить во благо ей, поставить ей на службу?
Чем ближе вы к огню, тем сильней обожжётесь.

Комментарии


Вы точно имеете в виду де Гиша? Или все же Кристиана ?


Я имею в виду де Гиша. Того де Гиша, что в мгновение ока из врага, наделавшего в прошлом немало гнусностей, что безуспешно сватался к Роксане и нанимал сотню человек проучить обидчика, кого героиня обманом заставила отказаться от идеи взять на войну гасконский полк, того, что в виде месте отправил этот полк на смерть, сделался другом. Того же самого де Гиша, что с тем полком остался, узнав о визите Роксаны, мгновенно признанного посмеивающимися прежде над ним земляками за полноправно своего. Персонаж так сильно, так кардинально изменился, что в заключительной части автор был вынужден дать ему другое имя. С Роксарной, как нам из этой части станет ясно, он сохранил дружбу, как и с её кузеном, и с Рагно.

Вас это удивляет?


Почему это должно меня удивлять? Я так не думаю, а вы можете восхищаться кем угодно. Я всего лишь уточнила, к кому относятся ваши восторги


Обсудить не хотите?


Нет, спасибо.


Очень жаль, я бы с удовольствием познакомился с вашим видением каждого персонажа.