Больше рецензий

30 апреля 2018 г. 10:16

2K

5

Вы любите путешествовать? Может, кто-то из вас прямо сейчас планирует летний отпуск или, наоборот, только что вернулся из увлекательной поездки?

Во мне «тяга к перемене мест» очень сильна, поэтому я не могла обойти вниманием роман «Искусство путешествовать» швейцарского философа и писателя Алена де Боттона. Это произведение состоит из нескольких эссе, в каждом из которых Боттон сопоставляет свой путевой опыт с опытом других известных путешественников, отделенных от него многими и многими годами, иногда даже веками. И так на два, а то и на три голоса они плетут полотно повествования.

Боттон мечтает о путешествиях в другие страны вместе с герцогом Эссентом, героем романа Жоржа Карла Гюисманса «Наоборот». Зачастую предвкушение оказывается куда приятнее самой поездки, поскольку «важные и имеющие большую ценность события и впечатления легче воспринимаются и проживаются не в реальности, а в […] обработанном искусственном виде», т.е. в воображении.

Просматривая красочные и такие манящие туристические проспекты, не следует забывать, что в поездку отправятся не только наши глаза, но и тело, которое может испытывать физический дискомфорт (от непривычного климата или еды, например), и разум, готовый тревожиться из-за больших и маленьких проблем даже в самом идиллическом окружении. «Наше плохое настроение способно свести на нет благотворный эффект воздействия целого курорта», поскольку «мы недооцениваем те факторы, которые на самом деле формируют наш душевный настрой».

Вместе с поэтом Шарлем Бодлером и художником Эдвардом Хоппером Боттон воспевает романтику придорожных кафе, аэропортов, самолетов и поездов, где одинокий человек может провести время в комфортном одиночестве наедине с другими людьми. Вдобавок, во время поездки в поезде, под размеренный стук колос и мелькание пейзажа за окном отлично думается, и в голову чаще приходят продуктивные мысли.

Вместе с Гюставом Флобером Боттон наслаждается экзотикой, замечая, что «порой то, что мы с восторгом воспринимаем за границей как экзотику, на самом деле является именно тем, чего нам так не хватало дома».

Вместе с Александром фон Гумбольтом Боттон настраивает собственный полюс притягательности достопримечательностей, отказываясь бессмысленно и уныло блуждать в сильнейшем магнитном поле чужой логики и системы ценностей. Это дает свободу творческого толкования и оценки увиденного.

Вместе с Уильямом Вордсвортом Боттон любуется красотой и величием природы Озерного края, врачующей разрушительное воздействие жизни в крупных городах, а с Эдмундом Берком учится у могучих гор сознанию собственной слабости, чтобы «с большим достоинством и смирением принимать непредсказуемые события, которые порой немало осложняют нам жизнь».

Наибольшее впечатление произвела на меня глава про искусство, потому что эта тема особенно близка моему сердцу, да и в соавторах здесь у Боттона Винсент Ван Гог, изображавший кипарисы, пшеничные поля, оливковые деревья и крестьян Прованса не так, как это делали прежде, но так, какими увидел и воспринял их он сам. Боттон подчеркивает значимость формирования у каждого человека собственного эстетического вкуса, свободного от влияния других людей. Изобразительное искусство, говорит он, «помогает нам обогатить, сделать более объемным восприятие окружающей действительности».

В завершение скажу пару слов и о том, что мне в романе подпортило впечатление. Издательство явно пожалело краски, поэтому богатый иллюстративный материал, сопровождающий и дополняющий повествование, представлен в черно-белом исполнении. А в тексте часто встречается повторение в одном или двух соседних предложениях одного и того же слова. Это уже претензия к корректорам. В целом же книга мне понравилась, и я еще не раз к ней вернусь.