30 апреля 2018 г. 22:53

4K

4.5

В сборник включено два труда: "Психология масс" и "Будущее одной иллюзии".
Первым я зачитывалась. У меня каждая страница пестрит маркерными выделениями. Одни из моих любимых цитат:

«Масса легковерна и чрезвычайно легко поддаётся влиянию «...» Тот, кто хочет на неё влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое»

«Она (масса) уважает силу. От своего героя (вождя) она требует силы, даже насилия»

«... массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий ... Ирреальное для них всегда имеет приоритет над реальным, нереальное влияет на них почти также сильно как реальное»



Я это наблюдала в собственной стране несколько лет назад. Именно так я всё это видела и понимала. Единственным загадочным явлением для меня были люди, имевшие на происходящее сходные со мной взгляды, но радикально поменявшие их, побывав на Майдане. Они в один голос все заявляли, что для того, чтобы понять, нужно там побывать и никак иначе. И вот эта книга дала мне ответ на вопрос, мучивший меня 4 года. Дело было не в чае с наркотиками, как любят рассказывать некоторые, а просто...

«При рассмотрении массы как целого она показывает нам больше; черты ослабления интеллектуальной деятельности, безудержность аффектов, склонность к переходу всех пределов в выражении чувств и к полному отводу эмоциональной энергии через действия - это и многое другое, что так ярко излагает Лебон, дает несомненную картину регресса психической деятельности к более ранней ступени, которую мы привыкли наблюдать у дикарей или у детей»


Настолько всё плохо. Фрейд до этого много раз подчёркивает, что в толпе человек деградирует какими-то невероятными темпами. Также он рассказывает о том, что массе обязательно нужен вождь. Он сравнивает его с гипнотизером (точнее, сравнивает ещё Лебон, а Фрейд вполне соглашается), потому как эффект, который он производит на толпу, поистине гипнотический - человек полностью теряет свою сознательную личность и вся его сущность думает и делает то, что сказал "гипнотизёр".
Довольно много также фрейдовских рассуждений на его любимую тему - либидо. Он считает, что толпа видит в своём вожде некое подобие отца и дальше по тексту. Я, честно говоря, до сих пор не уверена насколько я согласна с этой его теорией и многие её моменты для меня до сих пор непонятны, но в случае с толпой, потребность в какой-то любви (любви "отца" и братьев по разуму), ощущении себя частью понимающей семьи, вполне очевидна.

Что касается второго труда, здесь не так интересно. Суть сводится к попыткам определить чем кончит религия, в частности Христианство. Фрейд считает, что человечество в итоге откажется от неё (с развитием научного прогресса), как отказалось когда-то от объяснений природных явлений божественными силами. Вопрос очень сложный и я не знаю даже согласна я с Фрейдом или нет. Мне кажется, что человеку всегда будет чего-то не хватать, он всегда будет стремиться к тому, чего нет здесь и сейчас во плоти и крови. С другой стороны, у нас общество настолько потребительское в большинстве своём, что уже сейчас огромное количество атеистов, которые даже на самом базовом уровне - банальном ознакомлении с Писанием (самостоятельно) - не хотят вникать, хотя бы для того, чтобы составить своё собственное мнение, а не повторять чьи-то слова. Хотя даже в обществе потребления Хаксли было некое подобие религии. Фрейд, впрочем, говорит, что всё может быть и он ни в чём не уверен, а может только догадываться.

В целом, чтиво крайне познавательное. Цитаты из "Психологии масс" я вообще готова на биг бордах печатать. Но вряд ли поможет.

Комментарии

Многочисленные шествия и митинги против войны во Вьетнаме в XX веке или шествие после убийства словацкого журналиста в XXI (буквально пару месяцев назад), который писал о коррупции в высших верхах, также вписываются в вашу формулу? А как быть с таким событием как Лютер? Ведь не на пустом же месте появился он, ибо вся Европа знала о той коррупции, что поглотила Ватикан и о роли индульгенций, кстати, не забудем. Или многочисленные крестьянские бунты в Европе против власть имущих, которые нещадно эксплуатировали людей. А как быть с многочисленными стачками рабочих, о которых писал Карл Маркс (и не только он) и которые именно благодаря своей борьбе добились тех человеческих условий труда, что мы сейчас имеем? Или движение феминисток в начале и середине XX века которые добились многих прав для женщин, в том числе и права голосовать на выборах. Как быть со всем этим?

0 09.05.18

А что не вписывается? Люди сбиваются в стада не только по выдуманным причинам типа "янукович - диктатор", за правое дело тоже вполне себе могут. Да и не редкость это, ведь для того, чтобы человек изначально пришёл на тот митинг, где он уже и заразится общим настроением, ему сначала нужно решить, что он хочет туда прийти, что это что-то изменит, а такие решения зачастую принимаются не в толпе, а до неё, и логично, что поводы должны быть адекватные для этого. Но это никак не меняет процессов, происходящих с человеком уже в самой толпе. Это всё присутствует. А случаи, когда начинали за здравие, а заканчивали за упокой, очень серьезно превышают противоположные. Особенно, что касается политики. Практически любая революция тому подтверждение. Обещали одно, ничего для этого не делали, но красиво говорили, толпа радовалась, получили то, что выгодно кому-то третьему, толпа отрицает, что это и не было искомым результатом. А результат сильно зависит от лидера, а у них, опьяненных властью, часто резко меняются приоритеты. Когда не меняются - мы получаем приятный кусочек истории, но чаще не получаем. А процессы внутри протекают одни и те же. Вы путаете понятия и говорите совсем не о том, что написано в книге и не о том, что писала я.

0 10.05.18

Правильно ли я вас понял, что вы, будучи в толпе, менее способны контролировать свои собственные действия, свои мысли? Если не секрет, когда (точнее где) вы заметили такое изменение? Как долго это продлилось? Когда это прекратилось?
Я задаю эти вопросы, т.к. не только интересуюсь психологией как таковой, но и психологией масс в частности. Плюс, я сам испытывал опыт нахождения в толпе (я чувствовал давление, но не более, т.е. я контролировал свои действия и мысли, а не внешние силы). Да, в книге российского автора «Психология стихийного массового поведения» автор пишет, что чем ближе к ядру толпы, тем более люди подвержены её воздействию и чем дальше от ядра, тем слабее её воздействие. Однако мы сами решаем, куда придвинуться (или покинуть толпу вообще) и это происходит осознанно. Также социальные психологи писали (например, Дэвид Майерс в книге «Социальная психология» или Зимбардо и Ляйппе в книге «Социальное влияние») о воздействии групп как таковых (от 5-6 человек) на человеческую личность, однако они же пишут, что абсолютного и неизменного влияния толп не существует, т.к. имеется множество факторов, которые могут, так сказать, играть в противовес. К примеру, если не существует возможности спрятаться или скрыться в толпе, скрыть свою личность (деиндивидуализироваться), тогда человек будет более осознанно себя вести и не поддастся влиянию толпы. Именно поэтому полицейские должны носить идентифицирующие жетоны в целях минимизации насилия с их стороны (сюда же – видеокамеры, установленные в патрульные машины). Другими факторами, играющими в противовес, по мнению социальных психологов, могут быть: время суток, количество людей в толпе, градус агрессии, место действия (большой город или деревня/пригород), физическая анонимность, наличие незначительных возбуждающих акций (крики, скандирование, хлопанье в ладоши, танцы, пение хором), наличие телекамер (СМИ), факторы способствующие ослаблению самоосознания (алкоголь, например) и так далее. Как видим, социальные психологи, которые в отличие от Фрейда проводят и эксперименты (экспериментальная психология) и для которых это является непосредственной профессией, работой (Фрейд был психоаналитик, а не социальный психолог), говорят нам, что не всё так просто, как писал Фрейд (кстати, уже никто в психотерапевтической деятельности не использует чистый психоанализ Фрейда в работе с пациентами, ибо он устарел практически сразу как появился).
И кстати, чтобы попасть под влияние необязательно 100-200 человек. Достаточно 5-6 чтобы человек поверил им, а не своим собственным глазам. Знаменитый эксперимент Соломона Аша, в котором человек присоединялся к ошибочному мнению группы, а не говорил то, что он видит собственными глазами (в эксперименте нужно было ответить, какие линии длиннее, а какие короче). И опять же, как и в случаи толп, в эксперименте Аша были факторы снижающие уровень конформизма. Да что там группа! Один из самых знаменитых экспериментов мира психологии был проведён (и как все эксперименты социальной психологии, многократно повторён с тем же результатом) психологом Милгрэмом в котором люди давали смертельный удар током совершенно неизвестному и ни в чём не повинному человеку только на том основании, что человек облачённый властью/авторитетом («носитель власти») приказывал им сделать это. В расширенной версии, его аналог, был позже повторён Зимбардо и описан в его книге «Эффект Люцифера».
Так что нам нужно тогда сказать, что любая коммуникация, в которой присутствует от одного человека, подпадает под определение Фрейда. Что в свою очередь ведёт к вопросу: может ли тогда человек нести ответственность за большую часть своих действий? Насколько действия, которые предпринял человек, были его, а не группы или кого-то другого? И не может ли это, во многих уголовных делах, служить смягчающим обстоятельством (групповых изнасилованиях, к примеру)?
Социальные психологи уже давно проводят эксперименты, которые говорят о влиянии даже одного человека. Например, существует доказанное влияние того, что если среди наших друзей есть люди с избыточным весом, то и мы можем (увеличивает шанс) из-за этого набрать избыточный вес. В общем, приводить примеры экспериментов я могу ещё долго, но суть тут одна: на нас влияют люди, которые нас окружают, на нас влияет наше социальное окружение, на нас влияют как группы, так и отдельные индивиды. Тогда если Фрейд прав и, как вы написали, некие процессы, происходящие с человеком в толпе, наличествуют и наличествуют изменения, о которых пишут социальные психологи, т.е. на нас влияет наше социальное окружение, тогда мы являемся марионетками? Или же влияние толпы и социального окружения зависит всё же от нас самих, и только мы сами решаем, как далеко распространится внешнее влияние (наберём ли мы сами вес из-за того, что мы дружим с людьми с избыточным весом, пойдём ли мы громить магазины вместе с толпой фанатов и дадим ли мы смертельный удар током совершенно незнакомому нам человеку?). Или всё же признаем, что дедушка Фрейд устарел, что это интересный образец истории психологии и что серьёзно воспринимать его слова, что были написаны в начале прошлого века, уже не стоит? Вот я на собственном опыте убедился в излишней преувеличенности слов Фрейда и верности слов современных психологов, которые отнюдь не говорят, что отсутствует какое-либо влияние, а что оно более тонкое, не такое топорное, как предполагал Фрейд, что тут существует множество факторов, которые необходимо учитывать.
И кстати, вы знакомы с таким ответвлением психологии как подростковая психология? Почему из-за её открытий подростки избегают наказания (в некоторых странах), хотя взрослые получили бы, за то же самое действие, срок? И какую роль это играет в ситуации революционных выступлений (почему так важно знать социологические данные при прогнозировании успеха революции или даже его возникновения)? Зная ответ, вы поймете, почему возникают революционные волнения и будут ли они скорее успешны, нежели нет. И в частности, почему в Украине произошло то, что произошло в 2014 году. Правда, для этого нужен ещё один, обязательный, ингредиент – история Украины. Я бы посоветовал недавно вышедшую книгу «Врата Европы. История Украины».

0 11.05.18
Фрейд до этого много раз подчёркивает, что в толпе человек деградирует какими-то невероятными темпами.


А Ницше писал (недословно), что в толпе каждый теряет своё я/сознание и обретает какое-то другое.
Лично на меня почему-то толпа действует прямо противоположным образом. Я отчуждаюсь от людей. Первой моей мыслью является "Они неправы", и лишь потом я прибегаю к анализу ситуации, чтобы либо утвердить эту мысль, либо её опровергнуть (в рамках своих собственных суждений, понятное дело). Я склонна к антагонизму.

Исключение составляют только рок-концерты :D

0 10.10.20