Больше рецензий

17 июня 2018 г. 23:32

303

5

Два солнца стынут, — о Господи, пощади! —
Одно — на небе, другое — в моей груди.

Как эти солнца, — прощу ли себе сама? —
Как эти солнца сводили меня с ума!

И оба стынут — не больно от их лучей!
И то остынет первым, что горячей.

6 октября

"Она следовала своей судьбе и творила прекрасные стихи, наполненные звуками, простором и ветром, такие же непокорные и мятежные, как душа автора. Марина Ивановна понимала значение своей поэзии, пусть не признанной и не принятой сейчас, но созданной на века"

Она была самой собой всегда, всегда писала то ,что хотела,то что рвалось наружу , все ее слова идут от от самого сердца .

"Цветаева, непокорная и порывистая, как бы соткана из противоречий, острых углов и ломаных линий. "
Она о себе сказала очень конкретно: "...во мне нового ничего нет, кроме моей поэтической отзывчивости на новое звучание воздуха"."
Благодаря этой отзывчивости большой поэт, фатально пытавшийся противопоставить себя своему веку, в конечном итоге оказался неотделим от искусства этого века."

Творческая и талантливая личность редко когда обладает смиренным и кротким нравом. "Идти против – вот мой девиз! "
Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: "...она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычью, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок".
Все это ,конечно, не так уж и страшно , но если смотреть издалека. Близким же ее людям приходилось немало страдать от ее нрава , муж Сергей Эфрон был вынужден терпеть ее безумно-безжалостные выходки , а дочь Аля делать всю домашнюю работу ,ведь мамочка невыносит бытовых проблем , ее дело возвышенное - поэзия ....

Ее вдохновение было не прекрасной музой,спокойно посетившей , а . " Оно приходит к ней в облике огненного всадника: «С красной гривою свились волоса… Огневая полоса – в небеса!».

Марина Цветаева говорила, что “глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья”.

Очень привлекательны , безумно желанны те самые удивительные ритмы ее стихотворений

"Ритмы Цветаевой держат читателя в напряжении. У неё преобладают диссонанс и «рваный» ритм военных маршей, разрушительной музыки военного времени, музыки бездны, разделившей Россию словно пропасть. Это ритмы двадцатого века, с его социальными катаклизмами и катастрофами"

В автобиографической прозе Марины Цветаевой, к которой она обратилась в последние годы, самые проникновенные страницы посвящены детству. Более того — детство и является той стихией, из которой сотканы ее стихи. Стихией потому, что детство у Цветаевой — это не место и не время, а способ существования души — единственного подлинного отечества на Земле.

Легкомыслие! — Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мои вбрызнул смех,
И мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научив не хранить кольца, —
С кем бы жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать ещё до начала.

Быть, как стебель, и быть, как сталь,
В жизни, где мы так мало можем…
— Шоколадом лечить печаль
И смеяться в лицо прохожим!

3 марта 1915 www.pozdravuha.ru

Это — ее четвертое измерение. «Цветаева неоднократно утверждала, что все, что ей нужно познать, она познала «до семи лет», а дальше только училась это понимать», — пишет литературовед Г. Горчаков.
Детский юг
В каждом случайном объятьи
Я вспоминаю её,
Детское сердце моё,
Девочку в розовом платье.

Где-то в горах огоньки,
(Видно, душа над могилой).
Синие глазки у милой
И до плечей завитки.

Облаком пар из пекарен,
Воздух удушливый прян,
Где-то рокочет фонтан,
Что-то лопочет татарин.

Жмутся к холодной щеке
Похолодевшие губки;
Нежные ручки так хрупки
В похолодевшей руке…

В чьём опьянённом объятьи
Ты обрела забытьё,
Лучшее сердце моё,
Девочка в розовом платье.

Гурзуф, Генуэзская крепость,
апрель 1911
Самое необычное в ее стихах - это именно это огненное пламя, дававшее ей ее воздушно-порывистый темперамент и ее "огненный всадник" "Чувства Марины Ивановны запредельные, на грани возможного, оттого захватывает дух от стихов, открывающих сердце поэта и безграничность возможностей."
"Ее стихи невозможно спутать с другими. Они
прорываются, как лава, кипящая энергией, искрометные и неповторимые"

"Кажется, Цветаева с младых ногтей знала, что в ней горит неугасимое пламя, которому необходимо вырваться наружу, удивить и поразить всех. Энергию непременно надо выплеснуть, иначе она испепелит душу."
Ее слова
— «Слова твои льются, участьем согреты,
Но тёмные взгляды в былом».
— «Не правда ли, милый, так смотрят портреты,
Задетые белым крылом?»
— «Слова твои — струи, вскипают и льются,
Но нежные губы в тоске».
— «Не правда ли, милый, так дети смеются
Пред львами на красном песке?»
— «Слова твои — песни, в них вызов и силы.
Ты снова, как прежде, бодра»…
— «Так дети бодрятся, не правда ли, милый,
Которым в кроватку пора?»

Она была не труслива, совсем не труслива. Только поистине смелая женщина могла отважиться и ...
"Она потеряла не только веру в грядущее, но и “стержень”, на котором держалась жизнь. А зачем жизнь, если жить уже нечем. Она добровольно отказалась от жалкого прозябания"

Она не исчезла в пустоту , не канула в бездну. Ее нетленный талант всегда останестя с нами

"Нежный и бесповоротный
Никто не глядел вам вслед-
Целую вас — через сотни
Разъединяющих лет."