Больше рецензий

24 июня 2018 г. 01:15

3K

4 Круг жёлудя

После разочарования от книги, где обещали магию, но её не оказалось, я пошла закидываться подростковым фэнтези, которого у меня полон шкаф. "Корону" я раньше читала, но помнила о ней только образ девушки, стоящей на крыше. Так что все эти факторы плюс то, что у книги очень крупный шрифт, определило выбор.

Увы для нашего книгоиздания - у нас практически не принято печатать тоненьких повестей в мягкой обложке. Если автор написал мало текста, вам же хуже, всё равно издадут, как обычную книгу (разгадка секрета очень крупного шрифта). Тем более, что произведение Фишер даже не является в полной мере художественным произведением, по сути это иллюстрация. Иллюстрация к вполне определённому, загадочному, даже мистическому месту. Источником вдохновения для меня послужила вот эта рецензия и я решила тоже попробовать описать происходящее в книге и словами, и картинками.

картинка angelofmusic

Батский круг.

Источником вдохновения для Фишер стал Батский цирк - круг из тридцати домов с объединённым фасадом, построенный ещё в 18-м веке. Наверху поставлены каменные жёлуди (они и есть пресловутая корона), посередине растут пять деревьев, объединившись кронами, на внешних стенах менопы - странные изображения, несущие явно оккультный смысл. И для меня это имеет наиболее притягательную силу, так как меня только помани - посыпь передо мной оккультными символами и повторяй: "Оккули-кули-кули!". В круг ведут три дороги и треугольник в круге - ещё один символ книги. Соответственно, и историй в книге три. Они связаны между собой сходными образами, которые сама Фишер назвала "отражениями", но более крепкой связи между ними нет.

картинка angelofmusic

Бладуд.

Это попытка изобразить поэму в прозе. Король-друид, основавший Бат. Он заболел проказой, пас свиней и как-то заметил целебные свойства гейзера из земли. Ему является богиня Сулис, которая просит оградить в круг её святилище. Упоминается некий друид, который помогает принести камни (хотя и не назван, ясно, что это Мирддин Эмрис, он же в более поздней традиции - Мерлин Амброзиус). Так что намекается, что и в сооружении Стоунхенджа Бладуд принимал участие. В принципе, это такое поэтическое переложение того, что уже было написано Гальфридом Монмутским. Впоследствии Бладуд сделал себе крылья и спрыгнул с башни. Разбился он о камни или взлетел - тут легенды во мнении не сошлись.

картинка angelofmusic

Aqua Sulis.

Обычно в центр истории всегда ставят линии, где события происходят в нашем времени. Но просто физически ощущаешь, насколько Фишер не хочется развивать эту линию. Девушка, которая решила назваться именем богини, Сулис приезжает к новым приёмным родителям. Она уже сменила их во множестве, а в её прошлом есть некое преступление. Именно Сулис - это та девушка на крыше, которая выберется из окна квартиры приёмных родителей и, держась за один из жёлудей, будет смотреть на деревья в круге.

Тут надо сказать капельку про переводчика. Я не знаю, что там за деревья в этом круге. Не знаю, было ли это сказано в оригинале. Упомянуто только, что не дубы. Это малоинформативно. То, что виноват переводчик, заставляет подозревать тот факт, что в тексте наличествуют смысловые лакуны. Вот приезжает пара человек в деревеньку - церковный шпиль и пара домов. Они продолжают диалог. Нет-нет, постойте, они спешились с коней? Не сказано. А потом ррррааазззз и один из собеседников пролезает сквозь дырку в заборе. Какую дырку, в каком заборе, какая блоха, какой город?

Поначалу от этой истории Фишер тащится. Сулис начинает подозревать, что за ней следят и эта история довольно бодро идёт по пути параноидального детектива. Но потом можно просто ощутить, как Фишер не нравится эта линия. Преступление прошлого оказывается на редкость невыразительным, ко всему ужасающе глупым, оно бы не вызвало ажиотажа и никто не стал бы впоследствии помещать детские фото Сулис на обложку книги с неразгаданными преступлениями. У преступления тупо всего два варианта решения. И даже если предположит наиболее загадочный, а не тот, который сразу приходит на ум, то подозревать приходится каких-то мимокрокодилов. А если задашь крайне логичный вопрос "Почему с ребёнком, пережившим трагедию, не работал психолог?", вся сюжетная арка разваливается как кучка брызг от гейзера. В этой линии есть красивые эпизоды, но по одному тому, как мало извивов заложено для этого сюжета, очевидно, насколько Фишер не хотелось писать эту часть.

картинка angelofmusic

Голова Минервы. Хотя почему-то мужская.

На самом деле вся книга писалась ради вот этой третьей линии. Теперь поделите небольшое количество страниц с крупным шрифтом на три и поймёте, что линия очень мала. Хотя её можно было разрабатывать и разрабатывать. Повествование идёт от имени Закарии - помощника архитектора Джонатана Форрестера, который задумал построить этот самый Батский круг (Батский цирк). Форрестера не понимают в совете города, да ещё его хочет разорить молодой лорд Комптон и отобрать у Форрестера строительство. Для этого Комптон подкупает Закарию, вечно переживающего, что его отец разорился и теперь ему приходится быть на побегушках у архитектора.

Для создания образа Форрестера послужила биография реального архитектора Джона Вуда-старшего. И видно, как Фишер горит именно этой историей. И друид, и современная девушка - лишь отражения того, что происходит в восемнадцатом веке. Добавлено очень много захватывающих элементов. Форрестер строит свой круг, повторяя Стоунхендж, его оккультизм связан с тем, что он состоит в некоем тайном обществе "Уробороса" (маленький спойлер - нам так и не покажут, что происходит в обществе), Форрестер подбирает и хочет усыновить девушку Сильвию, которая работала в игорном доме и явно не только официанткой, лорд Комптон интригует, Закария мечется. Десяток закрученных линий и сюжетных поворотов. Несмотря на маленький объём, именно эта линия и является центральной, при том она же и задаёт тон всей книге.

картинка angelofmusic

До того Бат представлялся мне местом для согревания подагриками своих костей. Курортик, начиная с римских времён. На самом деле Фишер не разрабатывает всего потенциала тайн. Но уже простое упоминание римских развалин ПОД Батом и неких культов богини, заставят фантазировать о том, что же ещё там в Бате есть. Сами истории просты, но они справляются с главной задачей - создают мистический флёр над до того самым стандартным городом.

Комментарии


Еще и с иллюстрациями, красота а не рецка)))