Больше рецензий

9 июля 2018 г. 23:16

542

4.5

С Г.Кюнгом у меня произошла любовь с первой книги. Даже с первой статьи. Из этого сборника я сперва прочла раздел о К.Барте и поразилась тому, как быстро мне стали понятны основные идеи и повороты его теологии, и это всё - всего за 60 страниц. Решила читать дальше. Все статьи в сборнике оказались связаны между собой, но при этом - каждая написана с особым вниманием к герою своего повествования и особенностям его теологии. Разговор о последующем мыслителе начинался с отсылки к предыдущему, чтобы можно было проследить влияние, которое один оказывал на другого. Всё разделы книги Кюнг заключил в рамки одной большой христианской парадигмы, расчленив её на малые - причём деление у него произвольное: там, где у нас ещё модерн, там у него уже постмодерн, например. То есть христианская теология как бы отстаёт от общей социально-культурной характеристики эпох.
Когда я читала "Великих христианских мыслителей", то как-то сразу поняла, что Кюнг - это именно такой христианин, которому можно доверять. В конце книги есть возможность ознакомиться с его небольшой автобиографией, из которой становится понятно, что он сверхобразованный теолог, но при чтении его работы не возникает ощущения перегруженности, непонятности, какое возникает иногда при изучении богословия. Кюнг - экуменист самого широкого толка. Он старается донести свою мысль не только до христиан различных конфессий, но и вообще до представителя любой религии. Конечно, это такая задача, которая ставит его в конфликт с Церковью. Я не берусь давать оценку его деятельности и её целям, но я соглашусь с тем, что в этом есть смысл и что Кюнгу удаётся говорить в первую очередь на понятном для любого христианина языке. Не думаю, что его мысль может выйти за рамки христианства. Пока я предполагаю, что именно Кюнг и ещё, пожалуй, Р.Бультман могут претендовать на то, чтобы соответствовать духу времени и отвечать на важнейшие для верующих вопросы. Именно благодаря таким работам возможен переход от невежественный веры хоть к какому-то религиозному просвещению.
Оценка не самая высокая - потому что уже про Ф.Шлейермахера читать стало скучновато (не знаю, подустала ли я от знакомства с диаметрально разными теологами, или это мысль Шлейермахера мне так не близка), да и в приложении, где Кюнг ведёт речь о целях своей теологии, некоторые положения повторялись буквально дословно, что очень утомляет...