Больше рецензий

11 июля 2018 г. 14:05

785

5 Джаред Даймонд "Мир позавчера"

Книжка, в общем, о том, о чём написано на обложке - чему нас могут научить люди, до сих пор живущие в каменном веке. Автор - исследователь, который много лет провёл в Новой Гвинее, изучая народы, которых до сих пор не коснулась цивилизация. Поэтому в-основном здесь про Новую Гвинею, но раз уж автор в теме, то он приводит много сведений и об Африке, и о Южной Америке, и об эскимосах, почерпнутых им в литературе или от коллег-исследователей. Кстати, интересно ещё то, что описаны не только народы до сих пор нецивилизованные, но и те, до которых цивилизация докатилась буквально поколение-два назад, т.е. те, чьи отцы и деды ещё бегали по джунглям, а они уже регулярно летают на самолёте на соседний остров. Кстати, некоторые их отцы и деды могут летать вместе с ними, т.е. они выросли в джунглях и спокойно "освоили" нашу цивилизацию. Автор описывает интересные различия между нами, и вообще говоря, сразу предостерегает читателя от идеализации первобытного мира где "люди жили в гармонии с природой, надо бы и нам туда вернуться от нашей ужасной цивилизации". Убийства "лишних" младенцев, которых родители не смогут прокормить, оставление стариков, потому что они не могут работать, кровная месть, постоянное состояние войны с кем-нибудь - это всё было в порядке вещей там, у наших идеальных предков. И кстати, он говорит, что не встречал пока ни одного дикаря, который после знакомства с нашей цивилизацией захотел бы вернуться в джунгли.

Но есть и вещи, которые автору нравятся и он рекомендовал бы их перенять и нам. Например, он постоянно восхищается явлением, которое он назвал "конструктивной паранойей" (я не очень разделяю его восхищение, а что это такое — прочтите в книге). Или отсутствием у дикарей "мачизма". Он описывает ситуацию, когда мальчик-подросток пошёл охотиться с отцом. Автор, по нашей привычке, конечно, спросил, помогал ли он отцу убивать антилопу. Мальчик очень удивился, и спокойно рассказал, что он сидел на дереве и смотрел. Потому что рисковать собой, когда ещё не умеешь убивать антилопу - глупо — и это уже мысли автора, а не мальчика. Мальчику просто не пришло в голову, что можно бросаться на антилопу, чтобы доказать всем, что ты уже большой (крутой, мачо и т.д.). Дикари в этом смысле более практичны. Ещё автору очень понравился способ урегулирования конфликтов (исключая кровную месть) — по принципу договорённости и минимизации ущерба. У них считается очень важной не только материальная компенсация, за, например, случайно задавленного ребёнка из соседнего племени, а ещё и то, что племя поддержит родителей эмоционально, поплачет вместе в ними. Это очень человечно.

Ещё не могу не рассказать несколько очень интересных фактов из «отличий». Например, у дикарей есть культ еды, так же, как в нашей цивилизации — секса. Т.е. к сексу они относятся довольно спокойно, потому что для них он всегда доступен, а вот еда — эта тема интересна всегда и всем. Ещё они очень болтливы. Как говорит автор, все дикари говорят почти всё время, когда не спят. Его это очень раздражало, но потом он нашёл объяснение — в их условиях, в отсутствии письменности и вообще каких-либо источников информации, разговор становится для них основных источником полезных сведений. Они по крупицам собирают полезную информацию — что где растёт, кто что видел, какая в это время обычно погода - вся эта информация может оказаться очень важной для выживания. Ещё интересный факт— среди дикарей вообще нет толстых людей, но, как только они попадают в цивилизацию — они мгновенно толстеют, у многих развивается диабет. Во первых это потому, что эволюционно лучше выживают люди именно с такой конституцией, т.е. те, кто хорошо накапливает жир во время изобилия, чтобы потом расходовать его в голодное время. Астеники просто не выживают. А во-вторых, живующие в таком режиме, что во время изобилия нужно накапливать и всё время есть, когда наступает постоянное изобилие — не прекращают есть вообще. А также, потому что в природе большой недостаток соли и сахара — обильно солят всю еду и налегают на сладости. И последнее (надеюсь, я рассказал не всё интересное, что есть в книге) — дикари проживают всю жизнь на террирории, где родились. На участке в пределах нескольких квадратных километров (плюс-минус, в зависимости от плотности населения). За пределы террирории племени выйти нельзя. Поэтому сведения об окружающем мире у людей очень скудные, весь мир - это твоя деревня. И похоже, что человечество прожило в таком режиме бо́льшую часть своей истории (отсюда и языки). Т.е. несмотря на низкую плотность населения вся территория поделена, и за пересечение границ просто убивают. Так что путешествия по миру — это изобретение нашего времени.
Книжку стоит прочитать, по-моему, чтобы посмотреть на нашу цивилизацию с другой стороны, увидеть её минусы, но и научиться ценить её плюсы — их, знаете ли, немало.

Рай перфекциониста. Блог о книгах