Больше рецензий

27 июля 2018 г. 08:24

3K

5

Повесть не столько про собаку, сколько про такое отвратительное, постыдное явление как крепостное право, которое с одной стороны развращало людей, превращая их в деспотов, тиранов или в лучшем случае самодуров под стать барыне, о которой повествует И. Тургенев, а с другой стороны калечило, разрушало судьбы, жизни крепостных. Такова была и участь безмолвной Татьяны и глухонемого Герасима.
А Муму, в общем-то, прожила хоть и короткую, но счастливую собачью жизнь. Герасим ее любил, заботился о ней, дворовые её тоже не обижали, хорошо к ней относились вплоть до злосчастного дня; и в другой мир она ушла безболезненно. Конечно, её все равно жаль до слёз, что естественно, как жаль любое беззащитное, доверчивое существо, которое человек призван защищать, что, как не удивительно звучит, и сделал Герасим, сам будучи бесправным, беспомощным, по сути, – рабом.
Как только барыне было доложено «…что собака, к несчастью, опять откуда-то прибежала, но что завтра же её в живых не будет…» и она на это ничего не возразила, Муму был вынесен приговор, и при любом раскладе участь её была предрешена. Ушел бы Герасим с Муму в деревню ли, которая, кстати, была собственностью барыни или ещё куда, его бы вернули, выпороли - это была распространённая практика за своеволие, непослушание, провинности, а собаку бы отобрали…Но Герасиму и в голову не могло прийти не исполнить волю барыни. Крепостное право формировало неразвитую, ограниченную психологию человека, который смотрит на мир через призму повиновения своему хозяину и не способен мыслить, поступать, принимать решения, действовать за пределами, заложенных сызмальства, рамок послушания.
И ушел он в деревню не потому, что это было осознанное решение или протест - он не считает барыню в чем-то виноватой, он просто уходит от того места, которое причинило ему страдания. Это место сначала забрало у него Татьяну, а потом – Муму. Такое отношение характерно для животных, детей, которые ведомы бессознательным чувством. Так домашний питомец, заболев, может перестать пользоваться своей лежанкой и искать себе другой угол, считая, что лежанка - причина его бед.
Это позже будут распространяться революционные идеи, направленные на свержение крепостного права, которые потихоньку будут менять, просветлять мировоззрение, а пока это несчастные, тёмные, беспомощные люди.
Надо отдать должное И. Тургеневу, что он решил не сгущать краски, не усугублять трагизм истории, и в силу стечения обстоятельств, которые он отмечает, Герасима оставили в покое, что являлось в таких случаях редким исключением.
Наверное, это произведение проходят в школе слишком рано, когда дети видят гибель собаки, но не видят, не понимают сущность крепостного права. Родись каждый из нас в то время, и на свою беду среди крепостных, мало кто смог сделать то, что сделал Герасим для дорогого ему существа. Он обладал некоторым авторитетом среди дворовых, с ним считались и только поэтому ему позволили самому исполнить прихоть барыни, а так забили бы собаку палками тут же у него на глазах.