Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 августа 2018 г. 22:48

4K

5 Формирование взрослого поведения и избавление от детских черт

Инфантилизм (несамостоятельность, неумение обеспечить себя ресурсами, неумение брать на себя ответственность, принимать решения, говорить "нет", отстаивать свои границы) - понятие вне рамок пола, поэтому книга, как справедливо замечает автор в предисловии, будет полезна как мужчинам, так и женщинам.

Интересна структура книги. Так, в первой части автор предлагает читателям набор из 12 экспериментов, благодаря которым можно повзрослеть, усилить влияние в себе Взрослого состояния (вообще, Павел Зыгмантович строит свою теорию на концепции Эрика Берна и 3-х базовых эго-состояниях любого человека: Ребенок, Родитель, Взрослый). Именно экспериментов, а не упражнений (мол, к упражнениям у читающих обычно нет особого интереса и делают они их спустя рукава и веет от них какой-то обязаловкой, поэтому и результат в итоге нулевой. А эксперименты - совсем другое дело, ведь это возможность разнообразить свою жизнь и одновременно прокачать какие-либо качества). То есть первая часть - практическая (непривычно, правда? Обычно авторы подобных книг, наоборот, сначала пытаются впихнуть в читателя побольше теории, а уже затем переходят к практике). Кстати, все эксперименты действительно очень легко выполнимы, автор не пытается сильно усложнить жизнь своим читателям, а просто немного поменять ракурс в жизни. Мне понравились эксперименты: "своей колеей", безоценочные суждения, пробовать все новое, помогать ближнему, "люди разные и мнения у них тоже разные", "а почему так?", "это все я" (об умении брать ответственность) (автор дает своим экспериментам короткие запоминающиеся кодовые названия-шифровки:)

Вторая часть - объяснение причин инфантилизма в обществе и касательно каждого отдельного индивидуума. Интересной мне показалась концепция о том, что общество само растит инфантилов, растягивая - отодвигая по времени сроки начала трудовой деятельности - начинать работать лучше сразу после школы и обучаться через работу.

Инфантилизм = сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, повышенной требовательности, заботе других о себе.

Также конкретно Павел Зыгмантович рассматривает качества и черты такой несформировавшейся незрелой личности. Не со всем, конечно, здесь можно согласиться. Так, например, автор утверждает, что стремление найти ответ на философский вопрос: Кто я и какой я? - явный признак инфантилизма, потому что, по мнению, автора, ответ на него должен быть найден еще в подростковом возрасте и закрыт. Но ведь личность не статична, не замерла в своем развитии, человек меняется ( в том числе и благодаря целенаправленной работе над собой) - как может быть этот вопрос закрыт раз и навсегда еще в юности? Интересное отношение у автора и к фильму "Секрет" - если он кому-нибудь помогает увидеть возможности и способы достижения своей цели - то почему бы и нет? Но гораздо удобнее, все же заключает автор, просто решить и действовать)

Наивность (бывает постоянная и ситуативная) - тоже очень детская черта, избавиться от которой можно лишь, приобретя опыт.

Эмоции - не то же самое чувства (эмоция=вспышка, чувство=длительное переживание), люди с детским типом мышления переживают яркие чувства, а взрослые - яркие эмоции. "Инфантилы любят не за что и так же ненавидят"

Никакого предназначения и призвания на самом деле нет. Есть лишь работа, которую получается делать легко и которая получает благодарность от других (осмысленная деятельность)

Взять на себя ответственность = принять тот факт, что у любого действия есть последствия, и не все они будут приятными и надо быть к этому готовым.

Понравилась часть, в которой автор учит читателей правильно отказывать другим людям (говорить "нет") и приводит подробный алгоритм. Также было интересно узнать, как научиться отстаивать свое мнение и охранять свои границы (тоже алгоритм)

Написано легко, кратко, все по делу, 5 баллов из пяти.

Комментарии


говорить "нет" - полезный навык)


Действительно, зачем стране образованные люди? Окончил школу и сразу на завод. Как писали Стругацкие, «Умные нам не надобны. Надобны верные».
Какое обучение через работу?! Автор вообще понимает, что на дворе XXI век, который требует наличия огромного объёма знаний в самых разных областях. Плюс, свободное владение английским и желательно наличие второго иностранного.
На Западе люди наоборот отодвигают работу и только в странах третьего мира людей отправляют на работу как можно раньше. Я бы вообще после этого его предложения выкинул бы книгу в мусорное ведро. Не нужно читать книги по социологии, чтобы прийти к выводу, что чем богаче страна, тем дальше отодвигаются рамки начала трудовой деятельности (как и брака). В качестве примера можно привести неблагополучные страны Африки и Азии, где начало трудовой деятельности начинается уже с детства, где-то с 10 лет. В США, Германии, Англии и пр., люди начинают работать только (если не испытывают финансовых проблем), когда пройдут всё возможное обучение, т.е. где-то после 25 лет ибо, как я уже сказал, чем серьёзней, сложней работа, тем больше знаний требуется.
Теоретические знания учат человека критическому мышлению, учат умению анализировать, собирать информацию, сортировать её, учат не следовать за толпой, а выбирать свой собственный путь. Они создают личность как таковую и обучают человека мыслить. «Только посредством образования может человек стать человеком». Иммануил Кант