Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2018 г. 21:00

845

3

Похоже, главный герой этого детектива – снег. Снег, снег и еще раз снег. Снег сознательный, снег подсознательный, снег бессознательный, надсознательный, полуосознанный и вообще неосознанный. Каждый день, на каждой странице, чуть ли не в каждом абзаце. Создавалось впечатление, что авторы писали свой текст в какой-то бесконечный снегопад, навевавший на них омерзительно раздражительное настроение (и даже любование коллекцией подштанников одной из них, как видно, не помогло исправить ситуацию!).

Не сказать, чтобы у них получилось совсем уж плохо, но как-то… невнятно-заснеженно и совсем не детективно: избыточно выписанные герои с их слегка гротескными характерами, мимикой, раздражением, усталостью, желанием поесть откровенно скучны, более выпуклые меньшинские, любовные и одежные линии, чем, собственно, детективная, утомляют, как спам. Мне все время казалось, что авторы изначально не продумали, чем вся их белиберда должна закончиться, надеялись на «авось»; когда колея не вывела, тужились сочинить хоть что-то, из-за чего ввели несколько полуразработанных ложных линий (со скелетом в доме шерифа, с досрочно освобожденным убийцей, разыскивающим жену и прячущимся в ее же амбаре), да так ничего и не придумали, скатившись в описание города женщин, скрывающихся от семейного насилия, руководимого «семейными мстителями».

Стартует все с вроде бы острого происшествия (из двух застреленных полицейских кто-то злой и подлый делает снеговиков), но постепенно все заносит грязным снегом, сюжет себя исчерпывает и замирает в недоумении. Расследование, и поначалу-то не больно бойкое, и вовсе становится вялым и неинтересным. Улики в виде домашних видео или прорывов гениальных, но почему-то смахивающих на героев комиксов, сотрудников агентства «Манкиренч» в закрытые чаты появляются, как серпантин из шляпы фокусника (на кроликов фантазии уже не хватило). Уже к середине книги энергия зачина себя окончательно исчерпывает, и авторские намерения хоть как-то привести читателя к разгадке сводятся на нет. Да, собственно, и читателю становится совершенно не интересно, кто же все это натворил, но он, бедняга, даже не догадывается, что так этого и не узнает, потому что у книги открытый конец, оставляющий его наедине с не очень-то обоснованными предположениями детективов.

Даже гадать не стану, что же является главным событием в других 21 (!) книге плодовитого творческого дуэта: дождь, град, камнепад, листопад, гололедица, распутица…? Читать не стану ни за что, а сейчас заявляю прямо: «Это полная ерунда»!

Комментарии


избыточно выписанные герои

А я вот, напротив, столкнулся с тем, что как раз непрописанность героев мне сильно мешает...)))
Это я про The Rise and Fall of D.O.D.O. by Neal Stephenson.


Не знаю, что больше раздражает при чтении. Когда тебя бесконечно информируют, сколько чего герой съел и выпил, что надел, по каким шоссе куда ехал, где сворачивал и какая одежда на нем была, я нахожу это тратой издательских страниц! Но когда герой совсем никакой и приходится догадываться или что-то домысливать, тоже плохо - перестаешь понимать его таким, каким его задумал автор, он становится порождением твоей фантазии в большей степени, чем тебе бы хотелось. :)


В бессмысленных описаниях мой Стивенсон тоже преуспевает: жидкий гелий упоминается больше 20 раз!
Я честно говоря и не думал, что мне существенно как выглядит герой, но вот оказалось, что мне это нужно.


В золотой середине как раз и таится писательский талант! :) Когда автор подбрасывает костру читательского воображения ровно столько хорошего хвороста, что его хватает, чтобы почувствовать приятное тепло. :)


Ну да, все должно быть, если не осознанно написано, то хотя бы прочувствованно.


На мой взгляд, скорее, "цепляюще". Никогда не знаешь, что может зацепить в тексте. Хороший автор умеет "приманивать", что ли, своими текстами ту аудиторию, для которой потенциально пишет. Так что либо мы не его аудитория, либо он нас не сумел "заякорить", хотя считал, что все получилось. Хорошо писать, наверное, сложное занятие. :))


Да, пожалуй, цепляюще - подходящее слово, именно потому, что всех зацепить едва-ли возможно. Недавно попался в глаза текстик из позапрошлого века с резкой критикой "Руслана и Людмилы".
В данном случае вы, надеюсь, употребили хорошо не как цеплять побольше?)))
Я для себя часто употребляю писать интересно, причем это совсем не обязательно соответствует писать хорошо.


Ну, да: не "больше", а именно создать ситуацию персональной затронутости текстом - угадать, что для потенциальной аудитории может оказаться действительно важным. :)


Это попахивает конструированием текстов. Так на мой взгляд изначально подошла к написанию своих триллеров Роулинг, так пишет свои романы по одной схеме Дэн Браун. Это ни хорошо, ни плохо, почему бы и не писать так.


А разве хороший текст не всегда требует [социально-лингвистического] конструирования? Как же тогда насчет работы писателя над текстом? Тексты ведь рождаются не как дети. Но ведь и само конструирование требует таланта, поэтому кто-то конструирует товар массового спроса, преследуя коммерческие цели, а кто-то - создает хорошую литературу, стремясь высказаться и затронуть ум и сердце другого, озвучивая свой опыт. Мне кажется, артхаусная культура, как своеобразный маргинал в консумеристском пространстве, будет существовать всегда, хотя возможность почувствовать персональную затронутость сегодня дает редкий текст. Роулинговские, брауновские, кинговские, симмонсовские и прочие подобные текстовые поделки (как "сметанный продукт"), для меня как правило, мимо кассы - они ничего не меняют во внутреннем пространстве, разве что развлекают. Но - прочитал и забыл, не помнишь ни героев, ни сути, ни сюжета. Вот, например, в Вашем опыте разве часты "затронутости"? В моем - довольно редки, поэтому я очень ценю, когда удается почувствовать нечто подобное (и сразу хочу читать этого автора ещё).


А разве хороший текст не всегда требует [социально-лингвистического] конструирования?

Мне кажется, хорошие специальный тексты, как рекламный, продающий, публицистический и так далее - на мой взгляд обязательно требуют. Но там царят краткость, которая сестра таланта, ясность изложения, говорящая о ясности мысли и возможность понимания читателем, которое счастье.)) Можно ли так создать текст в сотню раз длиннее?
Есть довольно интересная книжечка, в которой как раз обсуждаются принципы создания выверенного текста, который должен цеплять читателя.
С первой фразы. Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию
Вот только при чтении этой книги меня преследовала мысль, что если поступать в точности наоборот, то может быть не менее интересно.
Но все же скорее по Окуджаве:
Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить.

В конечном счете само конструирование требует таланта!

артхаусная культура, как своеобразный маргинал в консумеристском пространстве, будет существовать всегда

Я в этом даже уверен. Ибо развитый консьюмеризм в некоторой своей части с неизбежностью принимает "извращенные" формы - пить крафтовое, а не жигулевское.

в Вашем опыте разве часты "затронутости"?

Как ни странно, довольно часты. Возможно это связано с немного отличной от Вашей структурой чтения - я читаю больше мемуаров и произведений авторов-ровесников, особенно российских. А что может быть милее долго пожившему автору, чем поделиться своим опытом миропознания, а мысли у дураков сходятся ровно так же как то, что умные люди думают одинаково.)))