"Новое литературное обозрение" № 86 открывается разделом "Интимизация политического: СССР после "великого перелома"". Здесь Константин А. Богданов анализирует колыбельные песни советского периода, а Юрий Мурашов рассказывает о взаимодействии литературы и радио в советском этосе.
В следующем разделе, посвященном "постакадемической" филологии 1910-1920-х годов, выступили ос статьями С.И. Гиндин ("Первый конфликт двух поколений основателей русского стиховедения"), Раффаэлла Вассена ("К реконструкции истории и деятельности Института живого слова (1918-1924)") и Екатерина Чоун с Крэйгом Брандистом ("Из предыстории Института живого слова: протоколы заседаний курсов художественного слова"). Кроме того, здесь же публикуются протоколы четырех заседаний Московского лингвистического кружка, прошедших осенью 1919 года, собранные под общим заглавием "Как Московский лингвистический кружок воевал с Брюсовым и Потебней".
С новыми архивными находками в области истории русской литературы 1810-1820-х годов знакомят нас статьи Дмитрия Иванова "Кто был автором "Комедии против комедии, или Урока волокитам"?", а также Алексея Балакина и Михаила Велижева "Новые стихотворения И.И. Дмитриева".
Статьи Аркадия Блюмбаума и Марии Пироговской составили раздел "Случай, игра и антология в творчестве В.В. Набокова".
Большой интерес вызывает подборка статей, озаглавленная "Необыкновенные приключения феминизма в России". Эта подборка поднимает проблему, ранее никогда не обсуждавшуюся - "теневое" существование феминистских идей в современной русской культуре. Она открывается работой Рашита Янгирова об эссе Зинаиды Гиппиус, в котором та отрицала за женщинами творческие способности. Это эссе выглядит антифеминистским по содержаниию, но является феминистским по задаче: найти философскую метафору, которая одновременно рационализировала бы половые различия, фиксировала зазор между анатомическим полом и гендером и включала онтологию "женского" в целостную модель человека как трансцендентного существа. Далее, в статьях Ирины Савкиной и Анны Улюры анализируются социально-психологические и методологические проблемы, препятствующие восприятию феминистских идей в российской филологии (И. Савкина), литературной критике и премиальных проектах (А. Улюра). И наконец, в эссе Александра Скидана показано, что феминистский подход, понятый не как лозунг, а как разветвленная методология, может при анализе даже хорошо известных произведений обнаружить смысловые уровни, ранее ускользавшие от внимания исследователей.
Раздел "In memoriam" посвящен памяти поэта Владимира Уфлянда. Помимо воспоминяний Льва Лосева, в раздел помещена избранная библиография В.И. Уфлянда.
О современной литературе в 86-ом номере можно узнать не только из традиционной рубрики "Хроника научной жизни", но также из блока статей "Социальные фобии в современном русском романе". Там Александр Чанцев рассказывает о сочинениях, в которых областью фантазии становится близкое политическое будущее ("Фабрика антиутопий"), а Илья Кукулин повествует о феномене книг Алексея Иванова ("Героизация выживания").
В разделе "Поэтические фестивали 2006-2007 годов" можно прочесть очерки о фестивалях в Албании, Киеве, Сиднее, Тбилиси и Батуме.
Завершают номер традиционные разделы "Библиография" и "Хроника научной жизни".
"Новое литературное обозрение" № 86 открывается разделом "Интимизация политического: СССР после "великого перелома"". Здесь Константин А. Богданов анализирует колыбельные песни…