Больше историй

15 марта 2015 г. 06:17

606

"МЕЛАНХОЛИЯ" ЛАРС ФОН ТРИЕР.

Есть люди, обладающие обостренным восприятем. Род экстрасенсорики, менее зрелищный, чем в ТВ-битве, с куда меньшей конкретикой увиденного-услышанного-понятого. Просто знание, которое приходит неизвестно откуда, из воздуха. И сомнений в истинности его у воспринявшего не возникает. И ведет себя в соответствии. Поражая окружающих умением находиться в нужное время в нужном месте и верностью интуитивно принятых решений. Джастин (ударение на второй слог), героиня Кирстен Данст, из таких. любимица фортуны она и практическое применение своей особенности нашла - подвизается в рекламном бизнесе, где такого рода трендсеттерство (нюх на востребованное в ближайшем будущем) на вес золота. А некоторая взбалмошность и отсутствие дисциплинированности списывается на: "творческий человек, что с нее возьмешь, зато как хороша в работе!".

Хотя, недисциплинированность - это не к ней. К ней скорее "славлю Котовского разум, который за час перед казнью тело свое граненное японской гимнастикой мучил". Она держится только и исключительно за счет самодисциплины и привычки подчинять душевные порывы требованиям необходимости. Вообще, непонятно за счет чего держится. Потому что с какого-то момента разум, душа и тело, все естество, кричит об одном: "Катастрофа!!!" Это как кувалдой по плечи в землю. Не в землю, в жидкую вязкую болотную грязь. Ты барахтаешься, она засасывает. Или как идти, продираясь сквозь шершавую серую пряжу, нити которой наматываются на ноги, тянут назад. Идти плохо, остановиться еще хуже.

Может за счет запаса прочности, в имени заложенном, держится. Так странно, первое, что пришло в голову, когда услышала, как ее называют другие персонажи: "Маркиз да Сад, "Жюстина". Даже передернулась внутренне, ну что за неуместные ассоциации, право! У помянутого (не к ночи) маркиза, помнится, два основных произведения о двух разлученных в младенчестве сестрах, "Жюльетта" и "Жюстина". Первая не без удовольствия освоила роль мучительницы, второй досталось быть жертвой. "Жюльетту" в юности одолела полностью, до сестрицы ее добравшись поняла - нет больше человеческих сил на такого рода чтение, потому подробности мимо. Но судя по изобретательности затейника-аристократа, мук на долю малышки выпало не вагон и маленькая тележка - целый товарный состав.

В смысле: нормальная женщина на десятой странице где-нибудь загнулась бы, а эта терпит три сотни. Джастин тоже терпит. И что занятно, фон Триер, оказывается, тоже имел в виду ту самую Жюстину, выбирая имя для героини. Имена вообще - вещь серьезная и такой собственной энергетикой обладают, что мама-не-горюй. Ну и о чем себе думало человечество в фильме, давая планете, что должна пройти вблизи от Земли имя Меланхолия. Это же со школы любой знает, "меланхолия - черная желчь" с греческого. Горечь, по-простому, а какая трава известна, как эталон горечи (сейчас не о коре хинного дерева)? Звезда Полынь. Ну и что они там, Екклесиаста не читали?

Так или иначе, мир катится в бездну и вот-вот схлопнется, а у тебя эта дурацкая свадьба и нужно всем угождать, соответствовать и Быть Счастливой, о-о-о! Ну и кто ее осудит за сорванное мероприятие? Не я. Так-то у них жизнь удалась, как абсолютному большинству человеческих особей и не мечталось. Ну и что? Кто-то особенно счастлив в роскошном поместье с игрушечным, всеми удобствами оснащенным замком и полем для гольфа на восемнадцать лунок? Ну скажите мне, счастлив кто-то?

Справедливости ради: Шарлотта Генсбур тоже хороша необычайно. И весь актерский ансамбль. И музыка Вагнера. И картинка, в смысле - видеоряд. Все хорошо, две сцены с обнаженной Джастин потрясающи. Первая, когда Клэр пытается затолкать бьющуюся в мягких объятиях депрессии сестру в ванну. Женское тело, скорчившееся у бортика, ненужное, неправильное, избыточное здесь, как у сломанной куклы. И вторая - ночь накануне катастрофы. Она точно знает, что будет, пережила, смирилась и лежит на берегу ручья, предаваясь меланхолии или отдаваясь Меланхолии.

Комментарии


Один из моих любимых фильмов, пересматриваю каждый год...


Надо же. А у меня, представьте, Надь, странного рода эйфория во время просмотра. Вне связи с содержанием, особенно сильно в первой части, когда свадьба.


У меня тоже скорее светлые чувства при просмотре каждый раз, в первый - вообще, чувство освобождения. Я когда-то отзыв писала.


Шикарный отзыв. Жаль, не могу оставить комментарий на месте.
Совершенно мое восприятие и при том безупречно сформулировано.
С одним только не соглашусь, что смотреть нужно в депрессивном настроении. Я уже забыть успела время, когда в постоянно в нем пребывала. А фильм очень хорошо приняла.


Я это писала довольно давно, когда фильм только вышел в прокат, а я сама была даже не в депрессивном настроении, а в настоящей депрессии, так что...


Узнали себя в Джастине? Я - да, в определенные периоды времени.
Только с ванной, до такого не доходило.


На момент первого просмотра - узнавала, как зеркале, через месяц-полтора после фильма я дошла до состояния Джастины в ванной - по полдня плакала, лёжа носом в стенку.)


Бедненькая. Но теперь это ведь позади? Потому что долго в таком состоянии долго невозможно оставаться живым. А поскольку мы с вами месяцев восемь уже имеем взаимное удовольствие периодически общаться (надеюсь, оно взаимное?), значит вы справились?


Удовольствие взаимное, не сомневайтесь.)
На самом деле, регистрация здесь - один из признаков постепенного отступления "врага", я уже почти живой человек.)


Это классно.
Джастина очень быстро восстанавливается, да? То есть, хронологически в период подготовки к свадьбе она еще не была в депрессии (иначе не согласилась бы на столько движений). Пик приходится на следующий день, а через пару дней уже в порядке.
Она приходит в точку внутреннего равновесия. Принимает действительность.

А я здесь зарегистрировалась, чтобы говорить о книгах. Безумно люблю книги, а поговорить в реальности не с кем.


В фильме всё гораздо быстрее, чем в жизни, время течет по законам художественной реальности. Но по сути фон Триер на своей шкуре знает, о чем снимает. Вы не читали "Меланхолию гения" о нем?

Ну и я пришла о книгах говорить, просто до этого - вообще говорить не могла, даже "из темного угла".)


Ничего себе. Вот это потрясающе и вообще - высший пилотаж. Переплавить боль в творчество.
Нет, не читала и предположить не могла. Нам ведь свойственно априори считать человека, добившегося осязаемого весомого результата, любимцем фортуны. Непременно по, как это, юпитерианскому типу: широта, благодушие, много радости на всех отдельно взятых участках пути, которая сливается в мощную ораторию, становящуюся лейтмотивом и бла-бла-бла...

Так, значит, бывает. Ну значит такова структура момента.

А время относительно и имеет свойство ускоряться-замедляться в том числе под воздействием привходящих факторов.


Не знаю... Мне кажется, что многие вещи нельзя выразить, если их не прочувствовать, чужой опыт - всегда чужой, а творчество - один из способов перерабатывать свое негативный опыт во что-то другое.


Н-ну правильно. Но исходя из такого взгляда на вещи, что должен был совершить-пережить-прочувствовать Шекспир, например?

Или вот о Сорокине. Довелось слышать о нем, как о милейшем интеллигентном человеке. А рассказ про девушку Настю (?) явно каннибальский, куда относить?

Или вот Тартт, ее книги - просто-таки справочник: "все, что вы хотели узнать о воздействии наркотических веществ на растущий организм, но стеснялись спросить".

Это как-то прямолинейно, воля ваша. Хотя в целом согласна.


Не совсем так прямолинейно, как я написала. ИМХО, суть творческих способностей - еще и в восприимчивости к миру, к людям, эмоциям и пр., некая способность если не к со-чувствию, то к чему-то очень близкому + свой личный опыт+ культурная среда, ну и еще всякое.

Сорокин, как мне кажется, любитель эпатажа, для этого можно и вовсе ничего не чувствовать.) Впрочем, я не знаток его творчества, только одну книгу читала. Как и у Донны Таррт. Не понимаю пока, как к ней отношусь.


Ну, я-то четко для себя определила, еще после "Нормы", как "резко отрицательно". Рассказы были второй попыткой и еще укрепили. Тартт, напротив, полюбила сразу. Сюда, кстати, за ней пришла. Она оказалась неожиданно резонансным автором. То есть, для меня неожиданно. Потому что привыкла к автономному плаванию и тому, что читаемое мной, не читает никто больше. А по "Маленькому другу" были вопросы, на которые понадеялась найти ответы высоколобых каких-то специальных людей. И очень удивилась, Лайвлибу с рецензиями, обсуждениями. То есть, прежде, может, тоже видела, но вопросов не имела. Мой недостаток - интеллектуальное высокомерие. Обо всем и всегда лучше всех все понимаю.)

С тем, что есть суть творческих способностей, согласна. Особенно в части "и еще всякое")


Я у Таррт как раз только "Маленького друга" и читала, какое-то очень странное впечатление - вроде и хорошо написано, добротно, как будто не современный автор прямо, хорошо раскрыта тема "брошенности" детей при живых родителях, но ... не моё как будто. Буду еще её читать.

Особенно в части "и еще всякое")


Было бы странно, если бы мы думали одинаково.)


С Тартт так. Есть своего рода тест на определение уровня талантливости. Оглянуться, спустя время. Вспоминаешь героя, как живого человека из своей жизни, как близкого (вовсе не обязательно любимого. Можно ненавидеть кого-то и беситься от его поступков, как Клэр от Джастины, но близкого, которого надо понять и оправдать для сохранения собственной целостности, потому что близкие - часть тебя. Хочешь того или нет). Так вот, вспоминаешь так - это очень талантливо, возможно гениально. Видишь перед глазами картонку, ну, сам понимаешь.

И еще один тест - трактовка. Вы, говоря о Маленьком друге, упомянули брошенность детей при живых родителях, как основное. Для меня тоже в момент чтения и долго после было основной темой. Теперь главное - мести и прощения. И умения-неумения идти дальше, не позволив обстоятельствам разрушить тебя.

У гениальных книг, когда начинаешь перечислять, о чем они, список получается очень внушительным. Не о Тартт сейчас.


Мне многие момены понравились в фильме.
Вот этот например: Шарлотта Генсбур (в смысле её героиня) показывает молодым список: мы вот здесь и опаздываем на два часа. А этим хоть бы хны ))


Там жених полностью полагался на невесту и держал ее сторону, сколько поняла.
А она уже была в той реальности, где каждый шаг - как продираться сквозь пряжу. Что перед этим список?


Не, ну так нельзя)
Гости скучают. Оливье киснет.
Шучу конечно. Просто люди действительно ждали.
Заведено-то как: свадьба - это мероприятие, поздно, так сказать, пить боржом.
А Триер говорит: ни финта. Меланхолия, или черно-белая немочь - она не спрашивает, когда прилетать.
Майя, не обращайте внимания - мне фильм понравился. Просто сегодня вспоминается одна смехота оттуда.
К примеру: у нас самый дорогой свадебный организатор. Ага, как же. Лимузин по дорожке не провел)))
У него ж мышление, у свадебного организатора самого дорогого на свете какое должно быть: одновременно и лимузин, и невеста с бюстом и шлейфом и на каблуках и жених. Жених с чем был? С кем то есть - с невестой.
Меня фильм включал почти што каждым кадром. А теперь вот вспоминается всякое)

В целом-то кино понравилось?


Я все поняла. И абсолютно согласна. С каждым словом и кажется, это тот редкий случай, когда еще и подтекст уловила, и с ним тоже согласилась. Совершенно.