Больше историй

25 мая 2015 г. 19:36

278

О шаблонном мышлении

Моя школьная учительница литературы была интересной женщиной, и я любила ее уроки. На них всегда можно было узнать что-то новое и, пожалуй, они сыграли немалую роль при моем выборе профессии. Однако была одна деталь, которая выводила меня из себя - учительница была весьма категоричной дамой и отступлений от канонического мнения не допускала. Поэтому нам частенько приходилось писать сочинения на темы типа "Наташа Ростова - идеал женщины". А я, как уже несложно догадаться, идеалом ее не считала, но была вынуждена держать собственное мнение при себе после нескольких безуспешных попыток не согласиться с традиционной позицией.
Сейчас, когда я сама преподаю литературу, я постоянно боюсь, что вольно или невольно подавляю мнение студентов и, пытаясь организовать дискуссионное обсуждение вот таких спорных героев, понимаю - многие из подростков привыкли мыслить шаблонами, привыкли опираться на чужое мнение и порой уже не знают, чего хотят они сами. Мне грустно, когда в ответ на мое "Кем вы считаете Катерину из Грозы - сильной или слабой натурой?" я слышу осторожное "А как вы думаете?"

Комментарии


Знаете, сносить шаблоны преподавателей литературы тоже чревато, ибо непонятно, чем обернется ответ. У меня вот в школе чуть пятерка на экзамене едва не провалилась, когда я учителю на шаблонный вопрос "Чацкий - победитель или побежденный?" ответила, что с такой позиции его не рассматриваю, а считаю самовлюбленным дураком, который несколько лет где-то колесил, а потом приехал и требует его любить как ни в чем не бывало. Пришлось потом исправлять рассуждениями об одиночестве в творчестве Лермонтова)


Чревато сниженной оценкой на экзамене? А бездумное соглашательство с шаблонами неспособностью мыслить самостоятельно не чревато? Несопоставимо, на мой взгляд.


У каждого преподавателя своя позиция. До 9 класса у нас был хороший учитель, который принимал мои мысли вполне адекватно, а вот последние два года вела другая женщина. Она не оценила мой взгляд на многих русских писателей, а уж совсем ей тяжко стало, когда я на уроке, посвященной зарубежной литературе рассказывала о Брэдбери (еще меньше ей угодил рассказ моей одноклассницы об "Осиной фабрике" Бэнкса). Приходилось молчать и списывать сочинения из сборников для ленивых, такие ей нравились больше. А вот на ЕГЭ, кстати, мое отношение к тому же Чацкому оценили прекрасно. Так что, увы, субъективный подход никто не отменял.


Думаю, мы говорим о немного разных вещах. Вы - о том, что свое мнение иногда высказывать нецелесообразно. А я - о том, что этого самого собственного мнения у подростков часто нет. Они привыкают, что кто-то думает за них, и разучиваются анализировать.


А не одна и та же была у нас учительница?))
Мы в школе как-то писали сочинение о том, мол, страдалец или эгоист Евгений Онегин. Я высказалась о том, что он - самый что ни на есть настоящий эгоист) На что учительница рядом с оценкой написала "Я с тобой не согласна!"))


Ну я порой тоже не согласна с чьим-то мнением. Но это не значит, что оно не имеет права на существование))


У нас учительница была очень строгая, да и мыслить шаблонами мне было не в тягость.
Только вот один момент вызывал диссонанс - это отношение к Сталину. На уроках литературы нам самым нещадным образом вдалбливали в мозг (чуть ли не молотком и кувалдой), что это был самый ужасный человек в истории человечества. Скольких он писателей и поэтов репрессировал (и кого-то из семьи учительницы заодно)! А вот родители мои отъявленные сталинисты, девочкой я была забитой и мягкой, посему кивала и там, и там.


Практически каждую историческую личность можно показать с абсолютно разных сторон, это ведь живой человек. Однако бывает, что нам демонстрируют лишь одну сторону, что приводит к искажению ситуации.


У меня маму как-то из класса выставили за то, что она отказалась признать Наташу Ростову "идеалом русской женщины" =D

А насчёт шаблонного мышления, так редко попадаются преподаватели, которым нравится что-то кроме, вот и приходится выкручиваться. У нас не так давно прошёл курс стилистики английского языка, где мы как раз занимались анализом текстов, и преподавателю пришлось несколько раз так или иначе нам сказать, что личное мнение в литературе неправильным быть не может, мол, важно даже не что автор написал, а что вы увидели. То есть потребовались некоторые усилия, чтобы мы поняли, что за несогласие нам ничего не будет и можно говорить что угодно...

У меня в школе была занятная история с литературой: делала доклад по Рубцову и честно, как я это знала, сказала, что погиб поэт в пьяной ссоре, невеста его задушила. Учительницу нашу почему-то это так покоробило, что она упорно отрицала, что всё было именно так, правда, аргументов её я уже не помню... За доклад получила 4; до сих пор интересно, то ли она правда настолько была не согласна с результатами следствия, то ли ей просто претила мысль, что великий поэт погиб таким образом))


Как будто великие поэты -это не люди)) Судя по моему опыту, могу сказать, что студенты обожают, когда про писателей и поэтов рассказываешь что-то обыденное и любопытное. Сразу вместо залакированного портретного образа видишь живого человека.


Согласна, это всегда интересно)