Больше историй

6 июля 2015 г. 01:03

3K

рассуждать о стезе педагога, о высшем призвании, о ремесле и творчестве, о том, насколько значима и важна эта профессия я не люблю. И честно говоря, не люблю признаваться в том, что я учитель. Раньше – с удовольствием. Просто потому что любила играть на контрастах. Худенькая, хрупкая девушка, которой давали на десять лет меньше, чем есть, пирсинг, джинсы на бедрах, длинные серьги и светлые натуральные волосы. КиШ, Григ и русская попса. И учительница. Приятно было удивлять. Сейчас я уже совсем не хрупкая и не худенькая))), джинсы носила последний раз лет ….эммм…. 7 назад, сережка для пирсинга давно где-то валяется, а на лице, как заметила моя коллега, «лежит печать учительства». В общем, немного задерганное, немного напряженное, серьезное, а порой даже хмурое лицо. Так что факт, что я работаю учителем ни у кого не вызывает удивления, а скорее сочувствие и даже … жалость.

Я не люблю говорить, что я учитель, потому что эта профессия, как никакая другая подвергается острой критике. Тема, которая актуальна всегда и в любой компании. Случайно узнав, что я учитель, на меня обрушивается шквал советов и мнений о том, как надо учить от самых разных людей. Начиная от водителя маршрутки и заканчивая парикмахером. Фактически все вокруг знают, как надо учить. Мое же дело, видимо, заключается в том, чтобы внимательно слушать и следовать советам. Одна моя коллега заметила – учитель, одна из самых бесправных профессий. Я полностью с ней согласна.

Я не люблю говорить, что я учитель, потому что это мгновенно вызывает острый интерес к моей зарплате. Тут есть два противоположных полюса – «много» и «мало». И первый доминирует. Окружающие люди искренне верят, что с постоянными повышениями, я получаю какие-то фантастически большие суммы. И мои объяснения, видно, не внушают доверия. Это стереотип, который прочно сложился в обществе, привычное слышать в СМИ новости об очередном повышении, а так же смешные (для меня) цифры о средней зарплате по региону (видимо это не Омскую обл. смотрели, я так думаю)). Я лично не считаю, что моя зарплата так уж высока. Если говорить конкретно (а я никогда не скрываю цифр – не вижу смысла) моя ставка 10 400. Без подоходного налога. И я уже который год работаю почти на 2 ставки, чтобы получать более или менее нормальные деньги. И мало кто знает какой ценой мне даются эти деньги… Хотя пару раз я писала здесь о том, до какой ручки я дохожу. Когда мечтаешь заболеть, чтобы отдохнуть и когда не хочешь ничего…

В общем, при такой моей нелюбви обсуждать эту тему, читать Ямбурга было довольно сложно. Не смотря на его проникновенное вступление о том, что эта книга прежде всего для коллег, что он очень хочет помочь будущим специалистам. Нет, я не согласна. Его книга больше похожа на эдакий педагогический научпоп. К чему, вы знаете, я тоже не питаю особой симпатии. Он травит педагогические байки, он говорит на простом и доступном массам языке, он пишет по большому счету о внешнем. Конечно, я сейчас слишком категорична. Он пытается передать больше. Донести какую-то философию, некий сакральный смысл этой профессии… Но все тем же научпопсовым языком.

Я пишу, и перечитывая строки вижу, что получается как-то негативно. Не знаю. Наверное, потому что тема не любима мной. Ведь книга Ямбурга мне понравилась. Правда. Я прочла ее от корки до корки. И, что редко со мной бывает, ни разу не перешла на чтение по диагонали. Мне нравится «Декамерон». Но рефлексии, некой объективной оценки, стороннего мнения у меня не получается. Потому что говорить приходится не о врачах/инженерах/сталеварах, а об учителях….

Я очень люблю свою профессию. Я ни за что не променяю ее ни на что другое. Я люблю своих детей. Каждого. Сейчас у меня свой класс, и мне кажется, мое сердце рвется на части, когда кто-то из них переживает проблемы дома, когда они плачут, дерутся или ссорятся. Я каждый день с удовольствием готовлюсь к урокам не потому что надо, а потому что хочу. Я счастлива на своей работе. Это такая редкость найти свое… И я не потеряю это «свое». Я знаю все свои многочисленные недостатки, не самую хорошую память, вечный «неуд» по русскому языку и завис мозга, когда сталкиваюсь с любыми цифрами. Я ни разу не массовик затейник. Я…. В общем у меня много недостатков, как у учителя. Я знаю о них. Но никакие советы и критика парикмахеров и водителей маршруток не исправит меня, и не сделает умнее. Я обретаю умение держать дисциплину на уроке не потому что кто-то доверительно сообщил мне волшебный рецепт, а потому что «все приходит с опытом», как в песне «Касты». И я не стану работать лучше, если мне будут платить большие деньги. Потому что я знала куда иду. Люди, которые идут в школу не рассчитывают на высокий доход. И, если уж честно, я считаю разговоры о деньгах бестактными. Я же не спрашиваю вас (гипотетических «вас») сколько вы зарабатываете…

Буквально пару дней назад в лицей зашел наш выпускник. Блестящий химик, участник всероссийских олимпиад, по обществознанию у него тоже, кстати, всегда была пятерка. Сейчас студент МГУ, с налетом московского лоска, но с мягкостью в голосе того же мальчика Леши, которого я помнила. После того как мы обнялись, и первых вопросов, я услышала – «а знаете, я хочу быть учителем». «Учителем?!» - воскликнула я. «Да». «Фундаментальная химия и учитель! Ну, хотя бы преподавателем, Алексей!» «Ну, или преподавателем. Но я бы хотел быть учителем». Я была поражена. Молодой человек с самыми блестящими перспективами и учителем… И вот в такие моменты понимаешь, что профессия учителя уже на таком социальном дне, что чье-то искреннее желание стать учителем вызывает лишь бесконечное удивление…

Комментарии


Сил Вам и терпения с водителями маршруток и парикмахерами. И спасибо за Ваш совсем нелёгкий труд, который усложняют чиновники и не в меру ретивые родители.
СПАСИБО!!


о, не за что) Каждый выбирает работу по душе)


Уважаю Вас за Вашу работу. По образованию я Ваша коллега, но реальная трудовая деятельность проходит вне перделов учебных заведений. Я не смогла. Здорово, что есть те, кто может.


Спасибо. Я не сразу пришла к пониманию, что это мое. Для этого потребовалось целых 4 года)) Возможно, вам тоже нужно было время. Но в любом случае, я считаю, что нельзя работать там, где не нравится. И не вряд ли стоит 4 года ждать, чтобы понять - твое или нет.


Я работу сменила, моя теперешняя - точно мое. К сожалению, финансовая отдача не такая, как хотелось бы, но я на самом деле от работы получаю удовлетворение. С преподаванием такого не было, к сожалению. Мне подходит работа а-ля дворник: где сразу видишь результат своей деятельности.


Замечательно! А какая разница между учителем, преподавателем и педагогом?


Спасибо! Строго говоря, учитель - в школе/гимназии/лицее, преподаватель - в вузе/техникуме/колледже, а педагог - общее. Но иногда и так, и так называют.


Да, направление верное. Задумался. Но с академической точки зрения педагог означает высшую степень квалификации, скорее это как прилагательное. Но учитель - это еще и призвание, и народное признание. Евгений Ямбург - это несомненно, Учитель с большой буквы. Я был знаком с ним одно время по жизни.


О, как интересно! Он учил вас?