Больше историй

11 июня 2016 г. 09:22

444

Все о Вивьен.

"Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль"
Элиа Казан о Вивьен Ли.

Это был смелый театральный эксперимент, Лоуренс Оливье режиссер, она - актриса на гравных ролях Главных, потому что их было две. Моноблок из двух спектаклей, объединенных одной героиней, в один вечер. Больше ничего общего. Обе пьесы написаны величайшими английскими драматургами. "Цезарь и Клеопатра", шедшая первой, создана через три сотни лет после "Антония и Клеопатры" - нумера второго.

Вневременная актуальность шекспировской драмы с любовью, как главной движущей силой против острой современности драматургии Шоу, со словесной эквилибристикой диалогов и асексуальными героями. Необходимость воплотить два диаметрально противоположных образа, созданных двумя гениями; прожить женскую жизнь от шестнадцатилетней испуганной и дерзкой девчонки до могущественной царицы - эталона женственности двух тысячелетий. И Шоу терпеть не мог Шекспира.

Просто быть зрителем такого спектакля достаточно утомительный марофон. Больше семи часов, учитывая антракты. А играть в нем? Как подсчитать уровень энергозатрат, риски профессионального выгорания? Она была Актриса (именно так, с заглавной) и не задумывалась о том, сколько отдает и что получит взамен. Да и кто на ее месте отказался бы: две роли, о которых всякая актриса только мечтать может, созданные в партнерстве с великим человеком и любимым мужем.

Критики хвалили, зритель принял благосклонно, но неумолимые законы рентабельности оставили действо в рамках эксперимента на один сезон. И я думала, что никогда не увижу Вивьен Ли в роли Клеопатры. Лет с десяти, когда прочла книгу о ней и влюбилась, ни в одной роли еще не видав, на всю жизнь. Отчего-то уверена была, это только на театре. И в 14, когда читала Шоу, второй после Пигмалиона, стала пьеса о Цезаре. Представляла, какой была в этой роли она.

А фильм таки есть. Снятый в 45-м в технологии "Техниколор", безумно дорогой по тем временам и провалившийся в прокате. Ни изумительная цветопередача, ни тонны привезенного из Египта песка, ни номинированные на Оскар декорации, ни даже актерский ансамбль Клода Рейнса и Вивьен ли не спасли. Почему так? Поди разбери. Может оттого, что и впрямь не столь хорош? Но уйма всякого барахла ежегодно зашкаливает в рейтингах, чтобы через пару лет ни под гипнозом. ни под наркозом не вспомниться. Просто такая удача.

Для меня возможность увидеть ее в этой роли была подарком. Тем более ценным, что и мечтать о нем не могла. Боже, как хороша. Тридцать два, а в роли шестнадцатилетней органична. Впрочем, это было ее особенностью, секстиль Меркурия к соединению Луны и Урана в гороскопе - женственность с девчачьими, даже почти мальчишескими нотками. Хичкок отказал в роли Ребекки именно с этой формулировкой: "играет недостаточно взросло". Глупец, хотя и гений. Она могла сыграть все.

В остальном фильм, ну как сказать? Исторический, костюмный, довольно милый, хотя безнадежно устаревший. Цезарь хорош, Стюарт Грейнджер в роли Апполодора, тягающего знаменитый ковер. В остальном - это возможность видеть ее. Видеть совершенство.

Комментарии


Интересно, а в чем Вы увидели устаревшесть?
Не скрою у меня было то же чувство при просмотре.
Уточню вопрос: имеет ли право на жизнь просмотр подобных фильмов и восприятие их как произведений искусства, или же тут работает только желание посмотреть на великих в молодости?


Более всего в массовых и батальных сценах сценах. Новое время приучило нас к зрелищным спецэффектам и несколько избыточному натурализму.


Вот и у меня мелькала грешным делом мысль, что выразительные средства максимально выразительны лишь для своего времени, а потом они лишь интересная техника.


Или техника, интересная следующим временам в качестве экспоната в соответствующем музее.
Я вот так и не сумела полюбить стереокино в советское время. И 3D кино в новое. А единственный виденный IMAX фильм заставляет передергиваться от омерзения при воспоминании. Потому что им оказалась японская Атака титанов, где гиганты каннибалы живьем пожирали людей. Ну очень натуралистично.


Вивьен Ли......
Актриса признавалась, что ненавидит Голливуд, сниматься в кино. Страдала маниакальной депрессией. Страдала!
Весь ее талант в том, что она умело играла депрессией.
Если смотреть фильмы с Вивьен Ли, то депрессия становится ощутимой, как самолет, летящий на недопустимо малой высоте.
И вот не знаю, достоинство ли это для актрисы.

Цезаря и Клеопатру скачивала, было дело. И стерла с диска.


Одна из особенностей ее таланта и одна из горьких больных личностных ее особенностей. Биполярное расстройство. Сводить многообразие внешних проявлений человека к одной черте неправильно.

И мне кажется депрессия вообще не была фоновым ее свойством. По свидетельству очевидцев, вспышки агрессии бывали внезапными бурными и кратковременными, как приступы, после которых засыпала, а проснувшись , ничего не помнила. Луна в Водолее способствует такого рода быстрым переключениям.

Основной там была необычайно глубокая серьезность и ответственность, с которыми относилась к своей работе. Приоритет работы перед всем. И это отмечали все, кому довелось видеть-знать ее.

Ну и конечно многогранный талант. Умение быть не благодаря, а вопреки. Психическое заболевание - данность, стать великой актрисой - то, что ты сумела сделать, имея это, как данность.


Не-е-е....
Человек всегда транслирует.
А мы смотрим впитываем. А потом, оп - а чегой-то я не хочу сегодня ничего про Вивьен Ли смотреть-читать? Потому что уже символ депрессии.
А зачем нам депрессия? Подумаем об этом завтра?


Вы прелесть. Это к

Подумаем об этом завтра?

Для меня не символ депрессии никаким боком. Случилось в последние пару дней задумываться об актрисах, которые могли бы послужить таковыми. И они есть, если заглянете в сегодняшнюю мою писанину, вот там об одной из таких. Но не она. Она - ассоциируется с невероятным жизнелюбием и умением выкарабкиваться из скверных ситуаций. Именно как Скарлетт. Или здешняя Клеопатра.
Отдаю себе отчет. что такие вещи субъективны, но честное слово, она именно такая, вся как солнышко.


Пусть так)