Больше историй

23 июня 2016 г. 18:23

429

Сон Сонечки

"Пусть мужчина боится женщины, когда она любит : ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для неё цены"

Ницше

Все знают об апокалиптическом сне Раскольникова, в котором полуфизические-полудуховные паразиты - трихины, вселялись в души и тела людей, и каждый мнил себя правым, стремясь своей истиной пожрать иные истины.
Сначала нелюбовь, война и мор залили половодьем ночи рай, и человек его покинул. Потом они темно обняли тело и жизнь, и человек скрылся вглубь себя. Вечность человека была низведена до одного -двух путеводных огоньков чувств в ночи души.
В романе есть эпизод, исполненный рембрандтовых теней и света, равно прекрасный для верующих и атеистов, когда два падших человека : убийца и проститутка, тот, кто переступил через другого, но не выдержал этого, и та, кто переступила через себя, сошлись в ночи комнаты за чтением Вечной книгой.
Итак, беззвёздная ночь мира. Вавилоны городов змеино перевиты зарослями природы ( обратите внимание на какой книге закончилось обучение Сони). Инквизиторские, колоссальные поля хлебов, которыми хотели насытить душу, утопив её в жиру и довольстве, тихо дотлевают : со стороны это похоже на падшее звёздное небо, по которому идут два призрачных существа. Мир начался с двух существ, мир ими и закончился.
Соня и Родион сидят на вершине обрыва, смотря на то, как ночь течёт голубою рекою.
Их тела полупрозрачны : видны их чувства и мысли. Вены похожи на осенние, обнажённые ветви. Сердца - на два багровых листка, которые вот-вот сорвёт тёмный ветер.
У Сонечки внутри виден созревший плод любви, словно бы борющийся со змеёй : древо познания и древо жизни, слились в одно целое.

Кем они были когда-то ? Убийцей и проституткой. Ныне их образы увеличились подобно теням до библейских образов Вавилонской блудницы и того, кто захотел стать не богочеловеком, но человекобогом, сверхчеловеком.
Было ли у Родиона то, чем бы он мог "преодолеть человека" ? Было. Надолго ли этого хватило ? Нет.
Он втащил своё сердце на сизифову гору жизни, сиявшую издалека звёздным, снежным блеском ( привет "вечному возвращению" Ницше")
Под его взглядом простирались поверженные века, искусства, боги и тоска людей...
Ницше плакал, когда в парижском музее произошёл пожар, и погибло много шедевров. А люди ? Люди...
Переступил ли он через себя ? Возможно. Правда, к концу жизни сошёл с ума, когда на его глазах избивали лошадь, подписываясь после этого "распятый". Как сошёл с ума и тот пилот, который сбросил на Хиросиму атомную бомбу, и потом, в больнице, зачитывался Платоном.
Родион убил не только бездушную старушонку, но и беременную Лизавету, которая возможно и носила в себе нового Леонардо, Достоевского : нового сверхчеловека.
Итак, обозревая человечество с холодных, свидригайловых, бесконечно одиноких высот духа, Родион сходил с ума от жалости не по страдающим людям, а по тем погубленным гениям, которых они вынашивали в себе. "Вдруг стало видно далеко во все концы света", в живую даль поколений, и каждый, каждый носил в себе загнанный гений, запряжённого Пегаса.
Но и в этом безумии с ним была Сонечка. Она обнимала его, целуя в прозрачное сердце, в мотыльковую пульсацию мысли за виском, чувствуя и живя за двоих ( а разве женщина может иначе ? ).
Всё, что вычерчивалось из его души, она моментально заполняла собой.
Словно ослепшего, она вела Родиона по обезлюдевшей и страшной Земле, рассказывая ему сквозь сдерживаемые слёзы то, что видело её сердце, и перед ними, словно в первом сне Родиона, с его серой жизнью, расцветали экзотические, эдемские островки.
Они заново открывали континенты души, культур, веков.. и на этих островках было место и неродившимся гениям, и Лизавете, с её родившимся сыном, и даже убитой старушке, молодо улыбавшейся чему-то светлому в себе.
Сонечка не говорила о своей трагедии, трагедии вечно-женственного на земле, так похожей на сон Родиона о загнанной лошади.
Она молчала о том, что её жертва, типичная немая жертва любви и добра. привела её к развращению жизни.
Словно в рассказе Чехова " Без заглавия", она искушала невинное, святое, и святое оставляло свои обители, находя в её объятиях сон жизни и падшее небо, вкушая её губы, словно тёплый хлебный мякиш, пропитанный вином.
Совсем ещё мальчики, юные народы, носившие в себе гений, ослеплялись роскошью её зелёных шелков, развращались вином, с его сверкающей пеной ночных городов, убивая в себе гений, человека в себе.

Круг замкнулся : разве идеальным преступлением и наказанием не было распятие Христа ? Разве Иуда не мучился мукой Раскольникова ? Вот только "следователь" Порфирий Петрович был " везде и нигде". Это страшно.
И разве человечество не было сораспято со Христом ? Оно ведь тоже совершило сошествие в ад, вот только...
В конце мира сошлось два абсурда : принесение в жертву мира, ради чего-либо в себе, и принесение в жертву себя, ради чего-либо в мире.
Камю прав : оправдание абсурдного мира может быть только эстетическим. Оправдание через созидание любви и грезы, сна : двух первых творчеств на Земле.
Что есть любовь, как не сон жизни, чистая жертва, в которой искупаются все прочие жертвы, и даже само искупление ?

Комментарии


Никогда не могла понять смысла жертвы Сони. И, наверное, не пойму.


Смысл всякой жертвы чуть-чуть абсурден.
Если честно, мне иногда становится понятным почему Набоков не видел "вечного" в образах "убийцы и блудницы", сошедшихся за Библией. Но вот с другой стороны, нужно же было Достоевскому оттенить образ Раскольникова, создав образ Сонечки, совершенный, и почти абстрактный образ любви и сострадания, который ради ближних скинет себя не то что последнюю рубаху, но и самое тело отдаст, словно рубашку души...
Да и как бы читалось его сильнейшее место в романе, если бы за вечной книгой сошлись убийца и ... швея ? )

p.s. Роман буду перечитывать только осенью, а пока что я его только пролистал, и как обычно, меня вынесло в "печатный полубред"..


Наверное, вы правы. И абсурд в том, что ничего для самого жертвующего эта жертва не дает, поэтому образ Сонечки абсолютно и не трогает. Она застывшая в своей жертвенности, доброте и непогрешимости. А, м.б. просто как-то странно было прочитать в истории,

а разве женщина может иначе ?

. Да запросто может, если это живой человек, у которого есть своя личность, свои страхи и сомнения и свой путь. Если же это только инструмент для автора и героя, то, конечно, она иначе не может.


Знаете, эту историю я написал размышляя о Ницше. Просто иногда устаёшь от идеалов жертвенности, которые вовлекают человечество в порочный круг жертв.
Что касается " а разве женщина может иначе", то это относилось не к жертве, а к дару женщины чувствовать и жить за двоих. Женщина на нравственном и духовном уровне желает вынашивать и лелеять в себе чужие чувства и жизни.


Женщина на нравственном и духовном уровне желает вынашивать и лелеять в себе чужие чувства и жизни.


Только если не хватает своих. Или нет возможности жить своей жизнью.


А зачем такие крайности ? )
Я имел в виду совсем другое : подобное почти материнское вынашивание мыслей, может быть как раз от полноты в женщине своих мыслей и жизни. Это скорее желание лелеять в себе беспризорные мысли, о которых толком не могут позаботиться другие. Тоже и с другой жизнью : творческое начало в женщине порой не желает мириться с фатальностью тех или иных истин, жизней и т.д., и потому она "договаривает" их в себе, творя нечто иное, чем они возможно только могли или желали быть. Я в этом смысле писал. Такое ощущение, что у вас сложилась впечатление, что я как-то принизил женщину. Поверьте к таким вещам я отношусь трепетно, т.к. являюсь феминистом.


А это не крайность. Это факт литературной реальности Достоевского. Его женщины "жертвенного типа" - всегда какие-то неживые, непохожие на людей, наполненных чем-то своим, потому и ищут, кому эту свою недочеловечность пожертвовать.

Это скорее желание лелеять в себе беспризорные мысли, о которых толком не могут позаботиться другие.

А зачем? Если другие не могут о них позаботиться, значит, не такая уж это и ценность.)

Такое ощущение, что у вас сложилась впечатление, что я как-то принизил женщину.

Нет, вовсе нет. Женщины и самостоятельно с этим прекрасно справляются. Ну и, как мне кажется, во вред идет любое подчеркивание различий, хоть в минус, хоть в плюс. Вспомнилось, что феминистом называл себя Джон Фаулз...


Как у вас всё строго )
Нет, многие именно не умеют обращаться с "беспризорными" мыслями не из за их малой ценности, но в той же мере, в какой иные люди плохо обращаются с животными ли, книгами, людьми...: порой хочется вырвать у них и книги и...

Фаулза ещё не читал. Так что, толком и не знаю, что вы имели в виду. Надеюсь, не очень плохое )


Во мне нет ничего от героинь Достоевского, оттого всё и строго.)

Так что, толком и не знаю, что вы имели в виду.


Нет, ничего плохого. Напротив. У меня какая-то странная уверенность, что вы читали всё, вот и ошиблась.)


Ну вот и помирились )

p.s. А у меня о вас сложилось чувство, что вы читали многое из того , что мне только предстоит прочитать ))


А мы ссорились?)
p.s. Я читаю не так уж много и ужасно бессистемно.(


Да нет, не ссорились, но вполне могли бы на почве Достоевского ) Сейчас стыдно вспомнить, но однажды я даже подрался из за Достоевского..

Если честно, я тоже читаю не так уж много, но стараюсь читать то, что можно было бы потом перечитать. С "системой" у меня тоже "бяда". Хотя, иногда интересно читать по системе Андре Моруа.


Я тоже дралась из-за Достоевского.) Но это было давно, и хочется верить, что я изменилась...

читать по системе Андре Моруа


А это как?


Правда ? Дрались ? Какие же страсти полыхают даже вокруг имени Достоевского!
Мне тоже хочется верить, что вы изменились )

Система Моруа ? Если не ошибаюсь, то эта система называется что-то вреде "разводных кругов на воде". Читаешь книгу, встречаешь там имя нового автора или книги, и потом читаешь их. Круги ширятся, обнимая всё большие страны и века, но всё это как-то причудливо связано...
Как-то так )


В юности я была более последовательным борцом за идеи, так что, да, и дралась тоже.)

Читаешь книгу, встречаешь там имя нового автора или книги, и потом читаешь их.


Со мной часто такое случается.) Не знала, что это "система Моруа", хотя, конечно, было бы странно, если бы я была первой, кто пошел по этому пути.)


Ах, какая знакомая фраза!)))


Наталия, простите, но я иногда не понимаю ваших загадок)


Это все равно, если бы я сказала, что иногда не понимаю Ваших рецензий! :)


А у меня странная уверенность, что он все читает в кратком пересказе!)


О бедной старушке замолвите слово! Даже Достоевский постоянно упирает на то, что, мол, даже ТАКУЮ нельзя убивать. А что она сделала? Жить ей надо, вот и живет ростовщичеством, проценты гораздо меньше, чем у многих современных нам кредитных организаций. Недоверчивая? О! Даже слишком доверчивая оказалась! Живет вместе с юродивой Елизаветой, кормит ее, да еще постоянно надо думать, куда девать ненормальных детей Елизаветы - не топить же, как котят. Короче, жизнь - сплошные проблемы, а тут еще студенты " вошь не вошь" Совсем обнаглели, господа!!!