Больше историй

1 августа 2016 г. 17:09

1K

История о том, как не нужно писать рецензию.

Прочитав лишь половину "Демиана", меня уже переполняли мысли о прочитанном.
Вечером стал смотреть одну биографическую психоделику, продолжая думать о книге. "Рук" уже не хватало, чтобы унести все мысли о книге. Руки мистическим образом множились, вес мыслей увеличивался...И вот, иду я мысленно эдаким Шивой : что-то упало. Желая поднять упавшую мысль Гессе о мире, как о яйце, который должен быть разрушен, теряю равновесие. Следует забавный танец Шивы, в результате чего все мысли летят к чёрту. Фильм идёт фоном ( почти).
Я в спешке набрасываю рецензию, начиная с мысли Гессе об исключительности каждого человека, в котором явления мира пересекаются именно так, а не иначе, что каждый несёт в себе свой неповторимый и таинственный мир, который нельзя высказать, и который умрёт, разрушится вместе с человеком.
В Демиане же речь идёт о ранимом подростке, для которого мир и так рушится на глазах. Внешний и внутренний мир переплетаются, тёмное начало обнимает тело, переливается через него, словно тень, которая жутковато удлиняется, расплёскивается на дома, людей и мост, словно бы сбрасываясь с него... Мост - символика дьявола. Хвастливый и лживый рассказ мальчишки под мостом, в котором переплелись мифы о яблоках Гесперид и древе познания добра и зла.
Другой, тёмный мальчик, в возрасте чёртовой дюжины - или же в зеркальном возрасте смерти Христа ( по апокрифу), - который ему не верит, шантажирует, пугает, проникая в его детские кошмары, словно бы не замечая в спешке и бесшумно захлопнутой двери сна, легко и с жутковатой улыбкой её открывая, к ужасу мальчика...
Потом, словно всё в том же сне, Синклер встречает странного, мистического мальчика - Демиана.
Спираль событий, взросления, мировой катастрофы и любви, набирает обороты, пронзая душу..
Ну да, в каждом из нас есть два мира : света и тьмы, но есть ещё и тёмный свет, тенью и знамением падающий на нас от других, и уже не покидающий нас.
Жажда главного героя не по богу дня или ночи, скрывающего от себя и от нас половину иного мира, и как следствие, желание дать простор этой настоявшейся тьме в себе, освободить её из бездны - подняв глубину ! , - где она всегда оставалась бы тьмой и пороком. Интересно, понял ли Синклер, что этот гегелевский синтез дьявола и бога - расплескавшаяся по миру душа человека?
Мальчик переживает подростковые муки и сны "пола", религии и жизни... поиск своей души, Беатриче и Евы.
Гессе описывает тёмное начало жизни - трущобы души за пределами благополучного рая : хаос и ад - теми же тёмными красками, которыми полна подростковая головушка, в которой ад и рай мучительно-сладко переплетены, и ночью, ворочаясь на жаркой подушке, голова порой замирает в профиль, и расплескавшиеся по подушке волосы похожи тогда на разлитые чернила...
Эх, рай детства утрачивает каждый, но вот ад детства мы уносим с собой..
Другими словами, однажды в нашу жизнь приходит некто, нечто, что помогает нам вспомнить о подростковых, каиновых метаниях человечества, о том, что среди людей есть подобные нам, кто ищет иные, мучительные истины, что в мире и в душе всё ещё есть непочатые пространства, манящие новыми истинами.

Итак, увлёкшись мыслями о демоническом Демиане, меня "занесло" в совершенно другой сюжет. Стал дочитывать роман, слегка удивляясь тому, что он почему-то не совпадает с рецензией, словно бы кто-то другой во мне тоже читал роман, но по своему.
Но странно, во второй части развивались мои же мысли недавних дней, мысли о том, что если бы мир вдруг погиб, то его можно было бы воссоздать из души оставшегося в живых ребёнка, или из "зёрнышка" искусства... Так кто кого читал : я книгу, или она меня?
Я и теперь не знаю кто пишет эту историю, и кто уничтожил рецензию на Демиана : я ? Нечто тёмное во мне ?
Дали
Дали - Метаморфозы Нарцисса
Если долго вглядываться в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя ( Ницше)



Комментарии


Какое интересное совпадение, на днях сама собиралась писать рецензию на "Демиана", очень много мыслей и еще больше эмоций у меня по этому произведению)) У тебя получилось передать некоторые аспекты и моего восприятия ( даже как-то странно, словно ты мысли на расстоянии читаешь). Но я конечно и своего добавлю, ты же меня знаешь))

Эх, рай детства утрачивает каждый, но вот ад детства мы уносим с собой..

Как метко и красиво. Это надо в фонд золотых цитат)
И я смотрю упомянутые как-то мною "Метаморфозы Нарцисса" вдохновили тебя?

Если долго вглядываться в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя ( Ницше)

Так и есть, а пока эта бездна вглядывается в нас , она же нас и меняет. Интересный эффект, в чем-то пугающий, но это и есть прелесть общения с бездной.


И я смотрю упомянутые как-то мною "Метаморфозы Нарцисса" вдохновили тебя?

Ты забыла, что эта картина нравится и мне ? )
На самом деле, тут не только перекличка образа яйца в романе и на картине, но опасные мысли Гессе о погружении в себя и в свою судьбу. С этим можно и заиграться. Но ведь и образ Нарцисса куда более вариативен, чем принято думать.
Да, прелесть общения с бездной есть, но иногда стоя на краю чего бы то ни было, бездна притягивает к себе, и многое в нас сбрасывается туда, но мы это замечаем слишком поздно.


Ты забыла, что эта картина нравится и мне ? )

Да помню я, помню))

Но ведь и образ Нарцисса куда более вариативен, чем принято думать.

Заинтересовал, можно подробнее?


Ну, например, излишнее заглядывание Нарцисса в самого себя, может быть крайней и опасной степенью слов " познай самого себя". Но река, душа, в которую мы глядимся, меняется каждый миг, но образ остаётся прежним ( почти).
Возможно, что тут обыгрывается трагедия творчества, в котором отразилась душа и мир, но человек полюбил искусство больше мира и души.
У Овидия вообще говорится о том, что у Нарцисса умерла любимая сестра, и он влюбился почти что в "спиритизм" своего отражения, которое было так похоже на неё..